М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Аттестационная работа по родному языку. 9 класс. Демоверсия

Прочитайте текст.

(1) Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2) Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3) Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4) Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6−8 г хлорида натрия. (5) Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.

 

1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

2) Предложение 2 простое.

3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4) Первая часть предложения 4 — односоставное неопределённо-личное предложение.

5) Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

 

2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Казалось (1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой (2) холодной ночи (3) и клубы пара (4) вылетавшие из гигантской груди (5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.

 

3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

 

4. Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

5. Соотнесите понятия и определения. . 

А) олицетворение                         1) образное определение

Б) сравнение                                 2) противопоставление

В) эпитет                                        3) скрытое сравнение

Г) антитеза                                    4) воплощение чего-нибудь в образе живого существа.

Д) метафора                                  5) уподобление одного предмета другому

 

6. Найдите соответствия. Ответ запишите в виде пяти цифр, соответствующих пунктам А, Б, В, Г, Д. 

А) эпитеты                                    1) Стихи и проза, лед и пламень//Не столь различны меж собой.

Б) метафора                                 2) В саду горит костёр рябины красной.

В) олицетворение                        3) Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы.

Г) сравнение                                4) Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой.

Д) антитеза                                   5) Ясный месяц, буйная головушка. 

 

7. В каких предложениях допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом? Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. 

1) В поэме «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

2) Появившиеся на Земле орхидеи вместе с другими цветковыми растениями начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.

3) Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшем людей от города.

4) Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество.

 

8. В каких предложениях допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом? Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. 

1) Дым, окутывая дома, поднимался вверх.

2) Найдя чужую вещь, она немедленно возвращается её хозяину.

3) Оленёнок, ощипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху, ходил возле куста.

4) Я видел проползавшие по небу тяжёлые серые тучи, скрывая проглядывающее время от времени солнце.

 

9. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каковы правила безопасного общения в социальных сетях?». Объём – не менее 70 слов.