М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Аттестационная работа по русскому языку. 10 класс. Базовый уровень. Демоверсия

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Человек осуществляет себя и утверждает делом. <…> выбор дела — это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.

С младых лет до́лжно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду.      (По Ю.В. Бондареву)

 

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Яркая экспрессия повелительного наклонения позволяет привлечь внимание читателя, потому что повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций: не живите, делайте.

2) Парцелляция способствует акцентированию внимания на главном в изображаемом, усиливает эмоциональное воздействие текста (например: Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам).

3) В тексте использованы фразеологизмы, устойчивые словосочетания, что служит выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, автор придает тексту эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. (например: за чужим столом, путь к величию человека, свои возможности).

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, которое помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

5) Публицистический стиль позволяет автору прямо, открыто выразить свою мысль: труд составляет высший смысл человеческой жизни.

 

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПУТЬ, -и, путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, муж.

1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому (чему): дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите?

2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути. Водные пути. Пути сообщения.

3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П. открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).

4. То же, что дорога (во 2, 3 и 4 знач.). Жизненный п. Сбиться с пути (также перен.). В последний п. провожать кого-н. (перен.: хоронить; высок.). Счастливого пути! и счастливый п.! (прощальное пожелание уезжающему, уходящему). Не ищет лёгких путей кто-н. (перен.: не боится трудностей).

5. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке будет п.

6. путём, предлог с сущ. в род. падеже. Посредством, при помощи чего-н. Решить задачу путём сложных вычислений. Добиться своего путём обмана.

7. только мн. Орган в виде канала, в котором совершается какая-нибудь деятельность (спец.). Дыхательные пути. Пищеварительные пути.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

предвосхитИвший    шАрфами     вручИт     тОтчас     донЕльзя

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. И не он один испытывал это чувство в ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому сражению.

2. Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.

3. Взволнованный и РАЗДРАЖЁННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошёл в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.

4. Она прошла между расступившимися мужчинами, как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана.

5. Из-за детской радости, возбуждённой пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею.

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Конечно же, Алексей Васильевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу ещё во время советско-финской войны.

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

известные ПРОФЕССОРА
ЧЕТЫРЁМСТАМ участникам
ОБОИМИ сторонами
ПОЕЗЖАЙТЕ в райцентр
не МАШИТЕ руками

 

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде пяти цифр без пробелов и запятых.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2. Мы были приглашены на этот праздник людьми, интересующимся нашим проектом.          

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3. Человек должен быть не только добрым и отзывчивым, а также справедливым и честным, хоть это и бывает сложно.         

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

4. Присутствующие в зале зрители заметили, что актёр, играющий главную роль, перепутал текст.    

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

5. Многие из тех, кто имели некоторые причины интересоваться его судьбой, слишком мало могли узнать о нем за всё это время.

6. Читая интересную книгу, возникает непреодолимое желание встретиться с главными героями.

7. Согласно подсчётов в этом городе проживает миллион человек.

8. Недавно, читая в журнале “Андромеде” статью, я узнал о новом создвездии, открытом учеными. 

9. В романе “Обломов” главным героем является не только Илья Ильич, но и его лень.

                               

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда есть безударная чередующаяся гласная корня

1)       блестящий, подстилая, пригорают

2)       горизонт, разнимать, опереться

3)       заря, горевать, предполагать

4)       поплавок, озарённый, промокашка

5)       преклонение, замирать, бережливый

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1)       о..ходить, на..писать, о..растить

2)       ра..потрошить, ни..падающий, не..держанный

3)       пр..бабушка, р..списать, поз..вчера

4)       пр..амбула, пр..мудрый, пр..следовать

5)       сверх..зысканный, двух..мпульсный, супер..гра

 

 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1)       плутони..вый, форел..вый

2)       выздоравл..вать, овлад..вать

3)       весёл..нький, приколоч..нный

4)       трущ..ба, туш..нка

5)       ключ..к, замоч..к

 

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1)       приконч..шь, ненавид..мый

2)       зала..л, посе..нный

3)       прополощ..шь, раскраш..нный

4)       игра..щий, (они) гон..т

5)       отрубл..нный, прикрепля..мый

 

13. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите это слово.  

А вслед за ним (не)менее мощно звучал голос другого гения.

Вечерами у него собирались люди, (не)изжившие настроение вчерашнего дня.

Предвидя опасности (не)очень благоприятной погоды, мы всё же решились подняться на Чуфут-Кале.

Саню вдруг охватила совсем (не)ведомая жалость, а вместе с нею, как когда-то давно, предчувствие беды. 

Абажур отражал свет (не)вниз, на стол, а в потолок; от этого по комнате разливался скучный полумрак.

 

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов и запятых.

1)       (В)ТЕЧЕНИЕ недели они ели уху из жирных озёрных окуней и сорог, жарили грибы и почти не спали, ПОТОМУ(ЧТО) терять время здесь было ещё жальче, чем в Москве.

2)       Нам очень хотелось выйти (НА)ВСТРЕЧУ новому утру, и ТО(ЖЕ) самое почувствовали миллионы других людей в громадных городах и забитых до отказа церквах.

3)       Но ЧТО(БЫ) он ни говорил, каждое утро друзья снова топали в "Лиру", "Гном", "Метлу" или другое известное московское кафе, рассаживались с видом завсегдатаев, ЧТО(БЫ) посмотреть на собравшуюся публику.

4)       Отец поглядел на сына так, словно теперь догадался о ЧЁМ(ТО), и ТО(ЖЕ) хотел подойти к нему и поцеловать на дорогу, но, будучи человеком сдержанным, остался на месте.

5)       Пускали их не всегда, но ЗА(ТО), оказавшись в уютных, наполненных дымом зальчиках с низко свисающими абажурами, они сидели над коктейлем, (НЕ)ВЗИРАЯ на позднее время.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Скамейка, краше(1)ая в зелё(2)ый цвет, была сдела(3)а на совесть: деревя(4)ая спинка и кова(5)ые подлокотники сработа(6)ы для особе(7)ого удобства приглашё(8)ых гостей, которые всякий раз бывали удивле(9)ы изяществом убранства дома ю(0)ого хозяина.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Осенью улетели грачи и зимовать остались лишь смелые воробьи.

2) В такие дни она снилась ему довольно часто и он по ней сильно скучал.  

3) Хозяйка поглядела на неё и вспомнила своё прекрасное невозвратное девичье время и свой первый бал.

4) Маша в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.

5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили. 

 

17. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как-то в октябре (1) сидел я дома один (2) слушая вой осеннего ветра (3) и (4) смотря в окно (5) на тучи (6) бегущие (7) мимо луны (8) особенно загадочной в тревожные (9) осенние вечера.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) и астероиды (4) и метеориты облетают нашу Землю стороной (5) никак нельзя быть уверенным (6) в невозможности столкновения нашей планеты с небесным телом (7) и (8) если такое произойдёт (9) то последствия будут непредсказуемыми.

19. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Козетте (1) однако (2) не потребовалось много времени (3) чтобы разобраться (4) что (5) к чему в этой (6) внезапно сложившейся (7) ситуации (8) и вскоре (9) всё стало ясно.

 

20. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Бершадский (1) время от времени (2) думал о том (3) что (4) если бы это хоть на каплю зависело от него (5) он отдал бы половину своих лет за то (6) чтобы она поступила в вуз (7) и чтобы она была счастлива (8) как жена и (9) как мать.

 

21. Укажите номера предложений, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Московский университет – старейший классический университет России. (2) Его профессора и выпускники внесли неоценимый вклад в развитие отечественной науки, просвещения и культуры – одним словом, всех важнейших сфер общественной жизни. (3) 1755 – год основания Московского университета. (4) Учреждение университета в Москве – результат деятельности выдающегося учёного-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. (5) Сегодня МГУ – это комплекс из 40 факультетов, готовящих кадры самых разных направлений. (6) Университет является – это сегодня очевидно для всех –  крупнейшим инновационным центром. (7) Весь комплекс зданий на Воробьёвых горах построили в начале 1950-х годов, в то время как крупнейший научный парк при МГУ – только десять лет назад. (8) Кроме того, Московский университет – сложнейшее в инженерно-эксплуатационном отношении хозяйство. (9) Множество отдельных зданий и строений общей площадью около миллиона квадратных метров, восемь общежитий, в которых проживает свыше 12 тысяч человек, – главный вуз России поражает небывалым размахом.

=================================================================================== 

Критерии оценивания

Все задания, кроме задания 8, оцениваются 1 баллом. За задание 8 экзаменуемый может получить до 5 баллов. Итого за всю работу - 25 баллов. 

Отметка "5" соответствует 21-25 баллам.

Отметка "4" соответствует 15-20 баллам.

Отметка "3" соответствует 9-14 баллам. 

Если экзаменумый набрал менее 9 баллов, то экзамен не сдан.