М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Комплексная работа по орфографии, пунктуации и грамматике. Демоверсия

 

1. Укажите варианты ответа, где выделенное слово пишется РАЗДЕЛЬНО.

1. как (будто) поправился

2. смотрел (в) след кораблю

3. (в) виду непогоды

4. мысль о (за) границе

5. (в)последствии узнал

6. (в)отличие от других стран

© Осмоловский Максим Владимирович

 

2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1. сенок..силка, заг..ревший

2. пл..вчиха, непром..каемый плащ

3. укр..тить тигра, отр..жая лучи

4. пом..рить врагов, г..ревать о сыне

5. подн..мать, нач..наем

6. прик..снуться, зам..реть

 

3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Знаменитое «огненное кольцо» (1) очертания (2) которого идут вдоль системы сейсмических поясов (3) представляет научный интерес (4) для различных специалистов (5) и (6) если такой интерес будет проявлен (7) организация симпозиума (8) по данному вопросу (9) не заставит себя ждать.

 

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одна и та же буква.

1. сия..шь, закле..вший

2. щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся             © Осмоловский Максим Владимирович

3. налад..шь, скле..нный

4. онеме..шь, ожида..мый

 

5. Определите сочетание слов, в котором выделенное слово пишется РАЗДЕЛЬНО.

1. (по) началу романа судить об авторе

2. броситься (в) рассыпную

3. убраться (подобру) поздорову

4. поймать (на) лету

5. принимать (по) отдельности

 

6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки (4) и пытался представить (5) что скрывается за ними (6) и откуда они слышатся.

 

7. Укажите номер предложения, в котором верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток таких фильтров – низкая пылеёмкость, потому на производствах, <…> содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

  1.  Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий, поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей.
  2. В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми насадками.
  3. На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо зарекомендовавшими себя специальными фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе устанавливают обладающие бо́льшей пылеёмкостью фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.  © Осмоловский Максим Владимирович
  4. В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам, которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.

 

8. Укажите пункты, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.

1. (Не)распроданные игрушки уценили.

2. Часто (не)достаёт решительности, чтобы отстоять свои убеждения.

3. Задача так и (не)решена.

4. В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.

5. (Не)прекращающиеся дожди шли несколько дней.

6. Будучи (не)уверенным в себе, он инициативы не проявлял.

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одна и та же буква.

1. к..морка, к..чан капусты, к..вычки

2. прив..легия, р..гион, л..леять

3. в..негрет, д..фирамб, плаг..ат

4. б..стион, в..тага, в..трушка

5. б..люстрада, п..лисадник, выборная к..мпания

 

10. Укажите варианты ответа, в котором во всех словах одного ряда ставится ДЕФИС.

1. (экс) чемпион, (пол) России, (нежданно) негаданно

2. говорить (по) немецки, жили(были), (кое) кому

3. (фото) съёмка, бок (о) бок, (по) моему

4. (древне) русский, (нью) йоркский, (плащ) палатка

5. (северо) кавказский, юго (восточный), чёрно (белый)

6. (кое) (о) ком, западно (германский), (ниже) подписавшийся

 

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее (4) среди чуткого безмолвия морозной ночи (5) соблазнился моим весёлым огнем (6) и (7) всё-таки (8) зашёл в гости. 

 

12. Укажите варианты, где НЕ допущена ошибка в образовании форм выделенных слов.

1. ПОЕЗЖАЙ быстрее

2. в ДВУХТЫСЯЧНО пятом году

3. ПРОЧИТАЯ книгу

4. несколько КОЧЕРЁГ

5. с СЕМЬЮСТАМИ ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

6. НАПИШУЩИЙ книгу

 

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через несколько часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна (6) раскинувшаяся (7) как на ладони (8) гавань.

 

14. В некоторых из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранные слова.

1. Твой подарок мне — сущая БЕЗДЕЛЬНИЦА.

2. Готовясь к карнавалу, Ольга НАДЕЛА сшитое мамой платье.

3. В честь юбиляра была провозглашена ЗДРАВИЦА.

4. Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.

5. Давно пора ОТРЯХНУТЬ с себя обольщения красивой жизни.

 

15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одна и та же буква.

1. раска..вшийся бор..щийся

2. расчётл..вый, выздоров..вший

3. озадач..нный, пул..вое (отверстие)

4. дыш..шь, движ..мый

5. отмеч..нный, закраш..нный

 

16. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одна и та же буква.

1. кол..щие, тле..т (они)

2. (мальчик) кле..т, он сбре..т (бороду)

3. ненавид..л, (собака) зала..т

4. испыту..мый, завис..мый

 

17. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1. По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

2. Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.

3. Иван был почти всегда сонливый да ленивый.

4. Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.

5. Умный да безынициативный так характеризовали Ивана школьные учителя.

6. Вчера у моря светило солнце и дул лёгкий ветерок.

 

18. Укажите варианты ответа, где  во всех словах одного ряда пропущена буква О.

1. подр..внять бороду, обл..котиться, людское р..птание

2. вкусная п..стила, бл..ндин, к..лбаса

3. выск..чка, эст..када, г..рмония

4. старинная утв..рь, обм..кнуть перо, ф..натизм

5. пр..образ, предл..жение, к..лебание

 

19. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ПОТОК. Определите значение, в котором это слово употребляется в данном предложении.

Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры.

 1.Тип производства, характеризуемый непрерывным выполнением всех операций (спец.). Перевести (поставить) производство на п. Модель снята с потока.

2. Стремительно текущая водная масса. Бурный п. Горный п. Глубинный п. (подводное течение).

3. Движущаяся масса чего-н. П. лавы. Воздушный п. П. частиц. П. света. Людской п. Транспортный п. П. слёз (перен.). П. слов (перен.).

4. Часть общего состава учащихся, разделённых для проведения каких-н. занятий, испытаний. Сдача экзаменов в два потока.

 

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне. © Осмоловский Максим Владимирович

 

21. Укажите вариант ответа, где во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1. не..говорчивый, обе..доленный, в..бежать;

2. пр..мерзкая (ситуация), пр..вратность (судьбы), пр..ступить (закон);

3. без..сходный, дез..нфекция, пед..нститут;

4. пр..израстать, пр..дедушка, пр..полоть (грядки)

 

22. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.

 

23. В каком варианте НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО?

1. (Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.

2. По ночам ему (не) здоровилось.

3.. Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.

4. Река (не)широкая, но глубокая.

 

24. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) веснушч..тый, выкач..нная (нефть)

2) дословн.., сызнов..

3) ветр..ная (мельница), (объяснил) доходч..во

4) завед..вал, (наелся) досыт..

 

25. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стены были выкраше(1)ы белой краской, на деревя(2)ом прилавке лежали различные сорта копчё(3)ой колбасы, а на нестира(4)ой скатерти стоял серебря(5)ый поднос, на котором располагался горшочек с туше(6)ыми в сметане грибами и тарелка с маринова(7)ыми огурцами.

 

26. Прочитайте предложения и выберите один из ответов.

Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. А живопись? Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

 

  1. В предложениях представлено рассуждение
  2. В предложениях представлено описание
  3. В предложениях представлено повествование
  4.  В предложениях представлено повествование с элементами описания

 

27. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дети были отпуще(1)ы на каникулы, и опустевшая школа заплака(2)ыми окнами смотрела во двор, где на слома(3)ой скамейке прыгал от холода взъероше(4)ый воробей и клевал конопля(5)ые семечки, разброса(6)ые по двору.

 

28. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня.

1) адв..кат, эк..логия, ав..нгард;

2) р..месленный, б..рлога, д..агноз;

3) в..рсистый (ковер), погл..щать (еду), в..стибюль;

4) инц..дент, разв..вающийся (флаг), к..рректор

 

29. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово.

В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.

 

30. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1. б..зироваться, т..рмозить, отр..слевой;

2. пол..скать (бельё), прил..жение, г..ревать;

3. изб..рательный, б..лизна, привл..кать;

4. расст..лается, затр..щать, приподн..мать.