М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Тренинг по заданиям 1-3: работа с малым текстом

Демовариант А. Прочитайте текст и выполните задания 1–3

      В середине 50-х гг. XX в. человечество вступило в совершенно новую эпоху, которая не завершилась до сих пор, — эпоху информационной революции (ИР). Буквально на глазах ранее неизвестные технологии входили в повседневную жизнь, а привычные средства информации приобретали новые формы. С появлением сети Интернет осуществилась давняя мечта ученых и инженеров о простом и быстром способе обмена идеями, также позволяющем найти любую нужную информацию.

      <…> сеть возникла в конце 60-х гг. XX в. в военном ведомстве США. Тогда она называлась ARPAnet. Военные считали, что подобное соединение компьютеров позволяет сохранить находящиеся в них данные в полной безопасности на случай как стихийного бедствия, так и нападения противника. Вскоре сеть стала гражданской, в неё включились университеты, а затем и бизнес-предприятия. Возник Интернет.

      Сначала с помощью сети Интернет (сейчас ее часто называют просто Сеть) можно было обмениваться только текстовыми сообщениями, но в 1991 г. была разработана технология World Wide Web (Всемирная паутина), позволившая сопровождать информацию видео- и звуковым рядом. Каждый человек, имеющий компьютер, модем и телефон, может получить доступ к информации в Сети или создать в ней собственную страницу. По некоторым сведениям, к началу XXI в. число пользователей Интернета приблизится к 100 миллионам.

      Уже в начале 70-х гг. он довольно активно использовался, однако настоящий взрыв произошёл тогда, <…> появились персональные компьютеры. Их владельцы стремились получить доступ к международной сети, поэтому число ее пользователей на рубеже 90-х гг. увеличилось в десятки тысяч раз.

     Таким образом, самым существенным итогом ИР (информационной революции) стало информационное единство мира. Сегодня посредством телефонной связи или сети Интернет человек без труда узнает новости даже из самого дальнего уголка нашей планеты.

 

1. Самостоятельно подберите указательное местоимение и союзное слово, которые должны стоять на месте пропусков.

 

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) РЕВОЛЮЦИЯ. Переворот в политической структуре общества, переход от отжившего политического строя к более прогрессивному. 

2) СЕТЬ. Приспособление для ловли рыб и птиц, состоящее из перекрещивающихся нитей, закрепленных на равных промежутках узлами. 

3) РЯД. Центральное понятие математического анализа, бесконечная сумма слагаемых

4) НАЧАЛО. Исходный пункт, начальная точка чего-либо, точка отсчёта. 

5) МИР. Земной шар, Земля, а также люди, её населяющие. 

Ответ: ___________________________.

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте есть отглагольные существительные появление, нападение, выражающие длительность действия, есть отглагольные существительные доступ, взрыв, обозначающие мгновенность действия.

2) В официально-деловом стиле причастные обороты (также позволяющем найти любую нужную информацию; позволившая сопровождать информацию видео- и звуковым рядом; имеющий компьютер, модем и телефон) помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность данному тексту.

3) Текст относится к художественному стилю, так как основные цели автора - выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.

4) Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать точное обоснование. (Например: Военные считали, что подобное соединение компьютеров позволяет сохранить находящиеся в них данные в полной безопасности на случай как стихийного бедствия, так и нападения противника. Настоящий взрыв произошел тогда, <...> появились персональные компьютеры).

5) Вводные конструкции указывают на источник сообщаемого (по некоторым сведениям), на связь мыслей, последовательность изложения (таким образом)

 

Демовариант Б. Прочитайте текст и выполните задания 1–3 

Это было на королевской площади, <...> предстояло необычайное зрелище. В заоблачную синь небес должен был подняться первый в этом королевстве большой воздушный шар вместе с его воздухоплавателем.

На королевскую площадь пожаловал сам король и его двор. На королевскую площадь прибыли вельможи, сановники и министры. На королевскую площадь примчались лавочники, подмастерья и ротозеи. На королевскую площадь пришли ремесленники, хлебопашцы и пастухи. На королевскую площадь приплелись старик и старуха из дальней деревни.

Воздушный шар, туго надутый лёгким газом, готов был ринуться в далёкий полёт. <…> удерживали прочные стропы, привязанные к кольям, вбитым в землю.  Но вот уже всё готово. Счастливый воздухоплаватель скоро сядет в корзину, подвязанную к шару. В ней он прославит себя и увековечит своё имя в поколениях. Народ рукоплещет. Двор и свита приветливо машут шляпами и веерами. Король милостиво улыбается своей королевской улыбкой, от которой так много зависит, которая так дорого оценивается знатью. (Отрывок из сказки Е.А. Пермяка «Мыльные пузыри»)

 

1. Самостоятельно подберите союзное слово и личное местоимение в косвенном падеже, которые должны стоять на месте пропусков. 

 

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПЛОЩАДЬ. Численное выражение размера двумерной плоской фигуры. 

2) ШАР. Предмет сферической формы

3) ГАЗ. Топливо в газообразном состоянии

4) ЗЕМЛЯ. Верхний слой коры нашей планеты, поверхность. 

5) ДВОР. В монархических странах: монарх, его семья и приближённые к ним лица

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Для 1-4 предложений второго абзаца характерно использование синтаксического параллелизма.

2) Тип речи данного фрагмента текста  описание, цель которого  создать общий образ с помощью акцента на деталях, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

3) Данный текст относится к художественному стилю, поэтому воздействие на читателя осуществляется путём создания живых образов.

4) В данном тексте присутствует эмоционально-экспрессивная лексика и возвышенная лексика, используемые наряду с логическими доводами. 

5) В тексте использованы синонимы («пожаловал», «прибыли», «примчались», «пришли», приплелись»), различающиеся семантико-стилистической окраской. 

 

Демовариант ВПрочитайте текст и выполните задания 1–3

Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. Эти вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где «копать» лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае, нам о ней ничего не известно)?

Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные… Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит — язык Древней Индии и английский). Учёные открыли родственные связи    <..>  между отдельными семьями — семьёй славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьёй романских (французский,  итальянский, испанский, румынский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?

Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков. (По В.В. Одинцову)

 

1. Самостоятельно подберите модальную частицу, которая должна стоять на месте пропуска пятом предложении второго абзаца текста. Запишите эту частицу. 

 

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его  значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и  являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык.

2) СЛУЖИТЬ. Нести, исполнять службу. Служить в армии.

3) СЕМЬЯ. Группа родственных языков. Семья языков.

4) ВЕЩЬ. Нечто, обстоятельство, явление. Произошла непонятная вещь.

5) КОПАТЬ. Отваливая землю, доставать, извлекать. Копать картофель.

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте используется разговорное слово («копать») и риторические вопросы (А что если сравнивать разные языки? Как распределяются  по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?).

2) Цель автора текста - убедить читателя в необходимости изучать русский язык.

3) Текст предназначен для неспециалистов (учащихся старших классов). Об этом можно судить по использованию облегчающих восприятие  текста приемов аналогии (между профессиональной деятельностью археологов и лингвистов), сравнения действий историка языка с  действиями взрослых, желающих узнать свое речевое поведение в детстве на основе наблюдений над действиями детей.

4) Текст относится к научному стилю речи, так как в нем присутствуют языковые средства, характерные для данного стиля. К лексическим  средствам относятся термины (лингвист, письменность, санскрит, семья славянских языков, романских языков). К морфологическим  особенностям можно отнести употребление глаголов в «настоящем вневременном» значении (обнаруживают, раскапывают, находят,  распределяются, употребляются). К синтаксическим особенностям относится использование составных именных сказуемых (вещи реальны,  конкретны).

5) Наряду с характерными особенностями художественного стиля (отвлеченность, обобщённость, подчёркнутая логичность, точность),  текст отличается эмоциональностью, экспрессией, обусловленной желанием воздействовать на адресата, заинтересовать его.

 

Демовариант ГПрочитайте текст и выполните задания 1–3

Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от <…> стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в целом мире были эти медленно идущие дожди.

Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезёт и встретится собака, то целиком её тоже никак не увидишь — или нос мелькнёт, или хвост.

Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно всё на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут. (По Р. Достян)

 

1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

 

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ТЯНУТЬ. Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н. Тянуть время.

2) КРАЙ. Предельная линия, предельная часть чего-н. На краю обрыва.

3) ЖИЗНЬ. Период существования. Моя жизнь в деревне.

4) ТОЛКАТЬСЯ. Ударять, нажимать, стараясь открыть. Толкаться в дверь

5) ЦЕЛЫЙ. Неповрежденный, без изъянов. Все вещи целы.

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст представляет собой художественное описание с элементами оценки. Большая часть текста — эмоциональное описание состояния  героя. Первые пять предложений — описание состояния окружающей среды.

2) Первые два предложения текста связаны между собой последовательно. Средством связи выступает указательное местоимение.

3) Природа влияет на героя текста мальчика Вальку, вызывая у него чувство тоски по Москве.

4) Чувства Вальки, его ощущения выражаются при помощи односоставных (Он тосковал по Москве) и двусоставных предложений (Хотелось  толкаться и спешить. Но больше всего тянуло…), используются безличные глаголы, личные глаголы со значением состояния.

5) Эмоциональность текста усиливается намеренным повторением слов. Повторы, во-первых, связывают между собой предложения,  во-вторых, повышают экспрессивность речи («тосковал» , «скучал», «хотелось»).

 

Демовариант ДПрочитайте текст и выполните задания 1–3

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная <...> этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или  присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска должен быть произведён перерасчёт заработной платы. За те дни,  которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по  договорённости с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

 

1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.

 

2.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) КОДЕКС. Совокупность правил, убеждений (книжн.). Кодекс чести.

2) ГОД. Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий. Учебный год.

3) ПЛАТА. Награда или кара, воздаяние. Плата за предательство.

4) ДОЛЖЕН. Взял взаймы, обязан вернуть долг. Должен мне сто рублей.

5) ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос. Вносить плату.

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Тема данного текста — порядок увольнения сотрудника.

2) Цель автора текста — определить общие для всех правила оплаты труда работника при отзыве из отпуска.

3) Стандартизированность речи проявляется в отказе от использования выразительных средств языка и в обилии устойчивых оборотов деловой речи (в соответствии с… допускается только с…). Единственным средством выразительности в тексте является повтор слова («отпуск», «работник»).

4) Особенностью данного текста является предписывающе-долженствующий характер изложения, что достигается использованием краткого прилагательного (должна быть предоставлена, должен быть произведён).

5) В тексте используется преимущественно многозначная лексика, слова употребляются в прямом значении, присутствуют юридические термины.

 

Демовариант ЕПрочитайте текст и выполните задания 1–3

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, <…> она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,— смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (По Т. Тэсс)

 

1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении второго абзаца текста. Запишите этот союз. 

 

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование (разг.)

2) ДОМ. Место, где живут люди, объединённые общими условиями существования.

3) КАСАТЬСЯ. Затрагивать какой-н. вопрос в изложении.

4) КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

5) ВЕРХУШКА. Верх, верхняя часть чего-либо.

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к художественной публицистике. По жанру это репортаж.

2) В тексте затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению.

3) Текст можно озаглавить, используя словосочетание «памятник подлецу».

4) На фоне повествования выделяются описательные фрагменты: дважды дается описание голубой ели (до гибели и после гибели ели),  описание состояния жителей, описание таблички.

5) В последнем абзаце автор указывает на причины совершенного неизвестным человеком поступка.

 

Демовариант ЖПрочитайте текст и выполните задания 1–3

Московское городское объединение книжной торговли «Москнига».

Приказ № 37 15.05.93 Об активизации работы по пропаганде и распространению печатных изданий среди молодежи

Во исполнение решения Правительства Москвы от 24.04.93 № 4281 «Об активизации работы по пропаганде и распространению среди молодёжи печатных изданий, раскрывающих внутреннюю и внешнюю политику российского государства»

ПРИКАЗЫВАЮ
1. Директорам магазинов городского подчинения организовать книжные выставки, раскрывающие роль молодёжи в перестройке, к 01.07.93.
2. Директорам районных книжных объединений утвердить планы пропаганды и распространения книг <…> молодежи через народные книжные магазины и отделения Всероссийского общества любителей книги к 15.07.93.
3. Директору магазина т. Зайцевой Л. А. разработать предложения о создании молодёжного клуба книголюбов на базе магазина № 185 «Молодая гвардия» до 05.07.93.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела организации торговли т. Петрова И. В.

Генеральный директор А. В. Горбунов

 

1. Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот предлог.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) РЕШЕНИЕ. Ответ к задаче, искомые числа или функции.
2) РАБОТА. Занятие, труд, деятельность.
3) ПОЛИТИКА. Образ действий, направленных на достижение чего-н., определяющих отношения с людьми
4) УТВЕРДИТЬ. Окончательно установить, принять, официально оформить.
5) КЛУБ. Общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов занятий.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В содержательно-логическом плане текст представляет собой самостоятельный распорядительный документ, приказ. Состоит из заголовка, формулирующего основную тему документа, констатирующей части, в которой пересказывается акт вышестоящего органа, распорядительной части (ПРИКАЗЫВАЮ) и постановляющей части, где называются исполнители и действия им предписываемые.
2) Стилевые черты, присущие данному тексту, — это императивный характер изложения, точность формулировок, однозначность, стандартизованность. В тексте содержится значительное количество инфинитивов: организовать, утвердить, разработать, возложить.
3) В тексте содержится значительное количество слов, относящихся к разговорной лексике: приказ, активизация, исполнение, решение, правительство, директор, утвердить, планы.
4) В тексте наблюдается преобладание форм родительного падежа над другими падежными формами (объединение торговли, активизация работы, пропаганда и распространение изданий). Также используются цепочки форм родительного падежа (во исполнение решения Правительства Москвы, директора магазинов городского подчинения, начальник отдела организации торговли).
5) Некоторые предложения осложнены деепричастными оборотами.

 

Демовариант ЗПрочитайте текст и выполните задания 1–3

Стыдно, жёнка. <…> на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура. (По А.С. Пушкину)

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПОЧТА. Электронное средство общения между пользователями компьютеров посредством сети Интернет. 
2) ПИСЬМО. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.
3) ОХОТА. Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли.
4) СКВЕРНЫЙ. Плохого качества, негодный, неважный.
5) НАТУРА. Характер человека, темперамент.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте наряду с нейтральной лексикой используется разговорная и просторечная лексика (женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота и т.д.).
2) В тексте присутствует слово с оценочным суффиксом.
3) Текст представляет собой фрагмент делового письма, так как он адресован жене автора.
4) Выразительность текста обеспечивается следующими синтаксическими средствами: инверсией, вопросительным предложением. Эмоциональность тексту придает повтор слова «скверный».
5) Автор выражает свое возмущение, употребляя отсутствующую в языке форму множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.