М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Тренинг по заданиям 22-26: смысловая и композиционная целостность текста, типы речи, смысловые отношения в лексике, морфолого-синтаксические способы связи в тексте, средства речевой выразительности

(1) «Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль...»

(2) Я сел на диван, чтобы успокоиться, потёр лоб, и, когда стал вспоминать слова любимой песни моей матери, показалось, что в этот миг кто-то думал обо мне с такой любовью и тоской, что вскочил, начал ходить по комнате, не зная, что происходит со мной, готовый плакать, просить прощения.

(3) Будто сквозной ток доходил до меня через пространство ночи, преодолевая зимний город, и вдруг я понял, что это она, моя старая мать, лежавшая сейчас там, в неприютной больнице, одна, беззащитная перед болью, в забытьи думала обо мне с безмерной любовью, которая бывает на земле только у матерей. (4) Но когда и где я впервые слышал эту простенькую грустную мелодию и почему слова её были связаны с матерью?

(5) И мне стало представляться, как она босиком ходила по глиняному полу, тонкая, в белой кофточке, напевала негромко прелестным голосом: «Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль», останавливалась возле окна, улыбалась, поднимала лицо к среднеазиатскому солнцу, сквозившему через ветви карагача. (6) Я видел её прозрачные от обильного света глаза, её губы, которые будто влюблённо произносили молитву, говорили о когда-то молодой грусти этому утру, солнцу, плещущему арыку: «Я вам скажу один секрет: кого люблю, того здесь нет...» (7) А я, до восторга влюблённый в мать, не мог понять, кого не было с ней рядом, кого ей было жаль, к кому стремилось её сердце: ведь отец редко бывал в отъезде. (8) Он боготворил мать, был предан дому, отличался весёлым нравом. (9) Порой он носил её, как ребёнка, на руках, целуя её волосы, а она почему-то обречённо прижималась щекой к его груди.

(10) Однажды услышал я, что она плакала за ширмой, свернувшись калачиком на диване, и, испуганный, бросился к ней, закричал: «Мама, не надо!» (11) Со страхом увидел её слипшиеся ресницы, но мать попыталась быть весёлой, потом, обняв, начала гладить мою голову нежными пальцами и говорила шёпотом, что отчего-то сделалась грустной, но вот прошло, миновало...

(12) Но почему иногда тосковала она? (13) В какие дали, к кому тянуло её? (14) Всю жизнь она верно прожила с отцом, и я не узнал её тайну...

(15) А теперь в беспамятстве, на больничной койке, она витала над краем пропасти и, видимо, в момент краткого просветления вспомнила обо мне с той любовью, с той непереносимой виной в душе. (16) И я ходил по кабинету, стонал, кусал губы, чтобы одной болью заглушить другую, не зная, чем помочь ей, облегчить её страдания, и бормотал, как в беспамятстве, незатейливые эти слова: — Кого-то нет, кого-то жаль...

(17) Наверное, не только у меня бывали минуты, когда не приходило спасение от самого себя. (По Ю.В. Бондареву* )


*
Юрий Васильевич Бондарев (1924-2020) — русский советский писатель и сценарист, один из авторов "лейтенантской прозы", участник Великой Отечественной войны.

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик, вспоминая слова любимой песни матери, ощутил душевную боль.

2) Несмотря на то что отец часто был в отъезде, он старался много времени уделять матери, даже носил её, как ребёнка, на руках.

3) Рассказчик был напуган тем, что мать плакала без видимой на то причины.

4) Мать и отец очень любили друг друга, но у отца была какая-то тайна, и это очень беспокоило мать.
5) Рассказчик, находясь рядом с матерью в неприютной больнице, очень переживал оттого, что не мог ей помочь.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2 и 3 содержится повествование с элементами рассуждения.

2) В предложениях 5 и 6 содержится описание с элементами повествования.

3) В предложениях 7 и 8 представлено рассуждение.

4) Предложение 12 противопоставлено по содержанию предложению 11.

5) В предложении 14 содержатся ответы на вопросы, поставленные в предложениях 12 и 13.

 

24. Из предложения 11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 

25. Среди предложений 5-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

26. «Передавая чувства рассказчика, связанные с болезнью матери, автор использует такой троп, как (А)___(«будто сквозной ток» в предложении 3, «как в беспамятстве» в предложении 16), а также синтаксическое средство — (Б)___(предложения 2, 16). Пытаясь разгадать тайну своего самого близкого человека, рассказчик прибегает к такому приёму, как (В)___(предложения 12, 13). Показать тяжёлое состояние матери, находящейся в больнице, автору помогает троп — (Г)____(«витала над краем пропасти» в предложении 15)».

 

Список терминов:

1)      риторические вопросы

2)      эпитеты

3)      ряды однородных членов предложения

4)      анафора

5)      риторические обращения

6)      метафора

7)      цитирование

8)      антитеза

9)      сравнение