М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

ЕГЭ по русскому языку. Вариант 3323 - задания 1-26

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Мне запомнилась эта встреча с художником, и вскоре я приехал в Ленинград. И снова открылись передо мной торжественные ансамбли <...> площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что эти здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек - здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, по своей высоте не превышает четырехэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого высотного дома Москвы.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений - оконных наличников, картушей и барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, небольшого числа украшений, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка. Он будет избегать обилия разжижающих прозу украшений - так называемого орнаментального стиля.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы ничего нельзя было выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушился смысл повествования и закономерное течение событий. (По К. Паустовскому)

 

1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении. Запишите это местоимение

 

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  • АНСАМБЛЬ. Группа артистов, выступающая как единый художественный коллектив.
  • ВКУС. Чувство красивого, изящного, способность человека к эстетическому восприятию и оценке.
  • ЧИСЛА. Количественная характеристика (кого/чего).
  • ДОСТАВЛЯЕТ. Давать возможность почувствовать, пережить, испытать что-либо; причинять, устраивать.
  • ПРОСТОТА. Простодушие, простосердечие, доверчивость, неискушенность; глупость, скудоумие. 

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  1. Автор использует эпитеты (тяжеловесной и неуклюжей композиции), чтобы показать, какой не должна быть проза.
  2. Текст относится к научному стилю, потому что автор в подробностях описывает здание Главного штаба.
  3. Автор не использует оценочную лексику, текст выделяется однородностью речевых конструкций, в тексте присутствуют только математические термины.
  4. Автор восхищается классической архитектурой, сравнивания её с прозой.
  5. Писатель использует разнообразные синтаксические конструкции, среди которых ряды однородных членов (Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений - оконных наличников, картушей и барельефов).  


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов
              1) дешевИзна      2) ерЕтик      3) мозАичный     4) дОсуха     5) черпАть   

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • Вадим, как БЫВАЛЫЙ путешественник, знал все местные дороги.
  • Пётр был для неё ЖЕЛАННЫМ другом, которому она могла доверить свои секреты.
  • Пейзажист спускался с горы, чтобы ОБХВАТИТЬ взглядом местность, а затем поднимался на поляну.
  • Диетологи считают, что завтрак, СЫТНЫЙ обед и ужин способствуют улучшению самочувствия человека.
  • Студенты, желающие получить хорошие оценки, брались за задания, требующие ИСКУСНОГО черчения. ОХВАТИТЬ

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.
    Автор трактата поднимает сложную философскую дилемму: «В чём смысл и цель существования человека?».

 

7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • цепь ОБЛАКОВ
  • ВЫЛОЖИ на сайт
  • много ВАФЕЛЬ
  • ДЕВЯТИСТАМИ птицами
  • настоящие ДОКТОРА

 

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде пяти цифр без пробелов и запятых

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) Употребляя вводные слова, речь становится более эмоциональной.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Из листового металла не только делают корпуса машин, но и посуду. 

В) неправильное употребление причастного оборота

3) Наиболее древней является письменность шумеров, жившим в Междуречье и в Средней Азии. 
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами 4) МГУ стало одним из самых известных университетов России. 
Д) неправильное построение сложного предложения 5) Стая лебедей летела в тёплые края.
  6) Бетховен продолжил начатую его предшественниками линию развития музыки. 
  7) Степан чувствовал то, как всё тело ломит от усталости.
  8) Собрав конструкцию по схеме, умельцы создали электроприбор своими руками. 
  9) Великому итальянскому поэту Валерий Брюсов посвятил написанное в 1898 году стихотворение "Данте". 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. ст..листический, заб..рать, ветер..нар
  2. укр..щать (зверя), покл..ниться, в..рсистый
  3. г..роизм, вып..л (воды), л..бединый
  4. наст..рожившись, рит..рический, р..сту
  5. ч..рующий, пок..ление, схв..тить 


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..карманить, пр..терпеться (к боли), пр..уныл
  2. пре..написанное, на..кусил, по..править
  3. не..держанный, и..бежать, во..препятствовать
  4. не..глядный, от..бравший, запр..кинуть
  5. в..юнок, меж..ярусный, ад..ютант

 

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. насмешл..вый, милост..вый
  2. наста..вая, владел..ц
  3. ноч..вка, реш..нный
  4. ступенч..тый, изредк..
  5. обеспеч..вать, обидч..вый

 

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. обяж..шь, предусмотр..нный
  2. (собаки) чу..т, (ученики) ответ..т
  3. дремл..щий дедушка, (туманы) стел..тся
  4. вскоч..вший, вспенивш..йся
  5. (враги) ка..тся, (ветра) гон..т

 

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • Весьма (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение тренера привело к проигрышу команды.
  • Туристы шли (НЕ)СПЕША до тех пор, пока не пошёл дождь, который испортил прогулку.
  • (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ окончания фильма, зрители начали расходиться.
  • Преподаватель, (НЕ)ПРЕУВЕЛИЧИВАЮЩИЙ работу студента, лестно отозвался о ней.
  • Ремонт музыкальной школы (НЕ)ЗАКОНЧЕН. 

 

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • При входе в лес я повернул (НА)ПРАВО и пошёл (В)ДАЛЬ.
  • (С)УТРА пошёл (ПО)НАСТОЯЩЕМУ весенний дождь.
  • Петухи утром кричат (ПО)ОДНОМУ и (В)МЕСТЕ.
  • Я получила письмо (ОТ)ТОГО попутчика, с которым летела (В)МЕСТЕ в Москву.
  • В ТО(ЖЕ) самое время мы увидели уставшего, (ЗА)ТО счастливого Костю.

 

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется только одна буква Н.

Только великие умы были удостое(1)ы находиться в торжестве(2)ом зале, стены которого были увеша(3)ы стари(4)ыми картинами, а окна це(5)ы были неожида(6)ыми даже для такого помещения золотыми рамами. 

 

16. Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Ночью ветер злится да стучит в окно.
  2. Клёны и осины оделись в жёлтые оранжевые и пурпурные юбки.
  3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
  4. Передо мной лежало пожелтевшее написанное знакомым почерком письмо.
  5. Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашками.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Татьяна забрела в (1) брызгавшую росой (2) луговую траву и пошла вперёд (3) держа руку над её метёлками (4) и (5) улыбаясь (6) их (7) струящемуся прикосновению.
 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вот санки остановились у крыльца, и большой бурый медведь показался на пороге.
Добро пожаловать (1) гости! — сказал он грубым голосом. А из-за медведя осторожно выглядывала остренькая рыжая мордочка.
Здравствуйте (2) миленькая девочка! — сказала лисичка. Входите, входите, пожалуйста. Ой (3) мои бедненькие (4) как вы озябли! А у нас тепло-тепло. Входите (5) мои (6) золотые!

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Княжна Марья приподнялась с дивана (1) на котором она лежала (2) и сквозь затворенную дверь проговорила (3) что она никуда и никогда не поедет и просит (4) чтобы её оставили в покое.

 

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Анна Самойлова занималась тут же (1) и (2) если у неё не было урока (3) она пускала ребят в класс (4) чтобы они репетировали.

 

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) То с целью изучения запасов диких животных и их образа жизни, то с задачей расселения новых ценных зверей - по многим причинам доводилось мне бродить по Сихотэ-Алиню. (2) Особенно памятны мне встречи с тигроловами — людьми мужественной и романтической профессии, которая встречается только на Дальнем Востоке. (3) Довелось и мне принимать участие в ловле тигров — великолепных царственных зверей.
(4) Лютый, кровожадный зверь-людоед — таким вошёл в литературу тигр.  (5)Согласиться с такой оценкой животного я не могу. (6)Наш дальневосточный, реликтовый, длинношерстный тигр — редкое, драгоценное животное. (7) Он не агрессивен — он полезен в борьбе с волчьей опасностью. (8)Являясь живым памятником былого великолепия древних кедрово-широколиственных лесов, он заслуживает охраны и дальнейшего изучения. 

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.


(1) Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, — не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, к танцу, к изображению…
(2) Человеку свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов. (3) И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьезную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова… (4) Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5) Не очень поверю я в его любовь к стихам: стихи полны впечатлений от полотен великих художников, от ландшафтов России, от городов мира…
(6) Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7) Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране. (8) Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (9) Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10) Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей?
(11) По счастью, каждый, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой.
(12) Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13) Нет! Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперы на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи.
(14) О Глинке мы уже говорили, Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку», Мусоргский — народную драму «Борис Годунов». (15) Римский-Корсаков — «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка», Чайковский — «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу», Рахманинов — «Алеко», Асафьев — балет «Бахчисарайский фонтан», Глиэр — «Медного всадника»…
(16) Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве составляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин,
Врубель…
(17) Какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедням» Пушкина создал выдающийся советский гравер Фаворский! (18) И отличные иллюстрации к «Борису Годунову» — Е. Кибрик. (19) А облик самого Пушкина! (20) Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (21) Памятник в Ленинграде, не так давно созданный скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов — разве это не продолжение пушкинской темы в искусстве?

(22) А исполнение стихов Пушкина и его прозы…
(23) Ильинский Игорь Владимирович «рассказывает» «Золотого петушка» так, что пушкинская сказка начинает сверкать новыми красками — чистыми, звонкими, радует тонким юмором, остротой, сатирой на царей и их приближенных.
(24) А разве воплощенный Шаляпиным образ Бориса в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (25) Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26)А шаляпинский Сальери?
(27) Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которое составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как еще говорят, ипостаси.
(28) Знакомство с искусством, поэзией, с литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (29) Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить и сопоставить одно явление с другим. (30) Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы. (31) Интерес к биографии создателей гениальных творений. (32)К процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили. (33) Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (34) Каждому явлению отводится свое место. (35) И каждое оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими.
(36) Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и от преходящего. (37) Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем не раз и не два. (38) И с каждым разом находим в них все больше красот.

* Ираклий Луарсабович Андроников (1908–1990) – советский писатель, литературовед, крупнейший исследователь творчества М.Ю. Лермонтова

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

  1. Тот, кто любит искусство, не ограничивает себя только одной сферой, человеку свойственно всестороннее развитие.
  2. Памятник Пушкина в Ленинграде, который изображает вдохновенное чтение поэтом своих стихов, был создан Аникушиным.
  3. Иллюстрации к "Маленьким трагедиям" создал знаменитый художник-график Е. Кибрик.
  4. Автор считает, что культурные люди стремятся изучить одну ветвь искусства, а не все его сущности.
  5. Воспринимать произведение искусства необходимо в сопоставлениях с другими явлениями.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

  1. В предложениях 2, 3 представлено описание.
  2. В предложениях 6, 7 представлено рассуждение.
  3. В предложениях 9, 11 представлено повествование.
  4. Предложения 21, 22 противоположны по смыслу.
  5. Предложение 30 является следствием предложений 28, 29.

 

24. Из предложений 9-11 выпишите книжное слово со значением «приносящий пользу, оказывающий хорошее воздействие».

 

25. Среди предложений 28–35 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и формы слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии. Вставьте недостающие термины из списка, соответствующие буквам А, Б, В, Г. Ответ запишите в виде последовательности четырёх цифр.  

«Представленный текст И.Л. Андроникова является публицистическим, что помогает автору прямо и полно выразить свою мысль касательно изучения искусства. Достигается это с помощью синтаксического средства: (А) в предложениях 3-5, приёма (Б) в предложениях 12, 13, тропов (В) («всестороннее, гармоническое развитие» в предложении 1, «великих художников» в предложении 4), а также приёма (Г) в предложении 26».

Список терминов:

  1. анафора
  2. метафора
  3. гипербола
  4. ряды однородных членов предложения
  5. парцелляция
  6. лексический повтор
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. эпитеты
  9. контекстные синонимы