М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Блок "Работа с малым текстом". Задания 1-3

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. БЛОК ЗАДАНИЙ 1-3: АНАЛИЗ МАЛОГО ТЕКСТА 

Текст скрыт

Вариант 36

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах

При трансляции рекламы уровень громкости её звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утверждённой федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики 
и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой 
ею  телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как  наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьёй 35.1 настоящего Федерального закона.

 


ЗАДАНИЕ 1

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце

 

ЗАДАНИЕ 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) УРОВЕНЬ. Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от к-рой измеряется высота. Уровень воды в реке
.2) ОРГАН. Государственное или общественное учреждение, организация.

 Местные органы.
3) ПОЛИТИКА. Образ действий, направленных на достижение чего-н., определяющих отношения с людьми. Хитрая политика у кого-н.
4) ПОРЯДОК. Правильное, нал
аженное состояние, расположение чего-н. Держать вещи в порядке
.5) СТАТЬЯ. Глава, раздел в каком-н. документе, перечне, справочнике. 
Статья закона. 

 


ЗАДАНИЕ 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст соответствует основному требованию, предъявляемому к деловым бумагам, – предельная точность и однозначность информации, исключающая разные толкования содержания.

2) Усложнённость синтаксиса создаётся за счёт распространения предложений причастными оборотами и однородными членами предложения.

3) Официальность тона обеспечивается путем полного отказа от разговорной и эмоционально-оценочной лексики, средств выразительности. В тексте используются уже утвердившиеся готовые словесные формулы.

4) В последнем абзаце текста излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируется и  доказывается их правильность, анализируются примеры – таким образом, слушатели подводятся к необходимым выводам.

5) В тексте употребляются цепочки слов в форме родительного падежа (при трансляции рекламы, уровня громкости звука, уровня громкости звука телепрограммы или телепередачи, методики измерения уровня громкости звука, выявление превышения уровня громкости звука и др.).

 

Вариант 37

Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остаётся не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой: иногда человек сознательно стремится преобразовать окружающий его ландшафт, сооружая сады и парки. Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого этапа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения.

И здесь мне бы хотелось сказать несколько слов об искусстве садов и парков, которое не всегда до конца понималось в своей основе его истолкователями, специалистами (теоретиками и практиками садоводства).

Садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным.

С  как будто бы трудно согласиться. Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись и т.д.? Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.  (Д.С. Лихачёв)


ЗАДАНИЕ 1.

Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последенем абзаце

 

ЗАДАНИЕ 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) НОСИТЬ. Иметь, заключать в себе, характеризоваться чем-н. Спор носит бурный характер
.2) ТРУД. Результат деятельности, работы, произведение.
Труд всей жизни
. 3) ЭТАП. Место, пункт для остановки на пути передвижения (группы каких-нибудь лиц). 
Арестантский этап
.4) ВЗГЛЯД. Выражение глаз. 
Суровый взгляд
.5) ДОРОГОЙ. Такой, которым дорожат.
 Ваш совет мне дорог.

Ответ 15


ЗАДАНИЕ 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.


1) Текст написан языком художественной литературы, поскольку основной задачей автора является эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.2) Автор рассуждает об идеальном взаимодействии человека и природы посредством создания садов и парков.3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (природа, ландшафт, садово-парковое искусство).4) Формы условного и повелительного наклонений глаголов помогают автору привлечь внимание адресата.5) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, вводная конструкция, риторический вопрос.

 

Вариант 38

Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким  случаем пользовался, где можно деньги нажить.

Испокон веков был обычай на большие праздники – Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы – посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек.

Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным  человеком.

Во-первых, он при заказе никогда не посылал завали[1] арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; <...> у него вёлся особый счёт, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.

Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу вёрст, а уже перед самой едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу с жару. (По В.А. Гиляровскому)

[1] Заваль – залежавшийся, непроданный товар, обычно плохой по качеству.

 

ЗАДАНИЕ 1

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите это вводное слово.

 

ЗАДАНИЕ 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) БОЛЬШОЙ. Важный по значению. 
Большой день.
2) СВЕЖИЙ. Не утративший ясности, яркости. 
События ещё свежи в памяти
3) ПИЩА. То, что едят, чем питаются. Вкусная пища
.4) ОТЛИЧИЕ. Признак, создающий разницу, различие между кем-чем-н. 
Существенное отличи
е.5) ВЕЗТИ. Перемещать, доставлять куда-н. при помощи каких-н. средств передвижения. 
Везти доски на грузовике.

 

ЗАДАНИЕ 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Первое предложение (Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить – это тезис, который доказывается в тексте.

2) Лексика характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной используются специальная терминология (калачи, сайки, подаяние, пища), речевые штампы – клише (основатель булочной, деньги нажить, особым образом).

3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых уточняющие члены предложения, ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.

4) В предложениях третьего абзаца (Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком) и четвёртого абзаца (И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений) передано отношение автора текста к Ивану Филиппову.

5) Разговорная (нажить, барыш) и устаревшая (жертвователь, верста) лексика, фразеологизмы (испокон веков; с пылу, с жару) помогают передать колорит эпохи.

 

Вариант 39

Вы идёте в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам все новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, – и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней  листвы вдали или шуршание опавших весенних листьев под ногами.  Слышится пение птиц или лёгкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас вдали издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создаёт особую симфонию – красок, объёмов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса…

«Но при чём тут человек?» – спросят меня. Ведь это то, что приносит вам природа, то, что вы можете воспринять, и даже с большей силой, в лесу, в горах, на берегу моря, а не только в парке. Нет, сады и парки – это тот важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. Сады и парки одинаково важны – и в городе, и за пределами города. Не случайно так много чудеснейших парков в родном нашем Подмосковье. 

Нет<...>  более захватывающего,увлекающего, волнующего, чем вносить человеческое в природу, а природу торжественно, «за руку» вводить в человеческое общество:  смотрите, любуйтесь, радуйтесь. (По Д.С. Лихачёву)


ЗАДАНИЕ 1

Самостоятельно подберите отрицательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце.

 

ЗАДАНИЕ 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его 

значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЧИСТЫЙ. Имеющий свободную, открытую, ничем не занятую поверхность. Чистое поле
.2) ОКРУЖАТЬ. Составлять чью-н. среду, находиться в числе тех, с кем кто-н. постоянно общается. 
Его окружают друзья
.3) ОСТРОТА. Способность различить мельчайшие детали. 
Острота восприятия
4) ОСОБЫЙ. Не похожий на других, индивидуальный, отличительный. 
Особый запах.
5) ПРИНОСИТЬ. Давать в результате. 
Приносить пользу, вред.

 

ЗАДАНИЕ 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1) Автор рассуждает о значении садов и парков как связующего звена между человеком и природой.

2) Наряду с общеупотребительной лексикой, отражающей проблематику текста (сады, парки, поляны, человек, природа), используются  специальные термины (боскеты, симфония), позволяющие точно и последовательно изложить информацию.

3) Вопросно-ответная форма изложения позволяет привлечь внимание читателя к проблеме, которая имеет общественный, гуманитарный характер.

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения,  сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.

5) Текст относится к художественному стилю, поскольку основная задача автора – эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.