М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Задание 27: рекомендации к написанию сочинения-эссе

Сочинение-эссе в задании 27 - важнейшая часть ЕГЭ. За задание 27 вы можете заработать 21 балл, а это почти половина всей суммы первичных баллов. Поэтому писать сочинение - обязательно!

Обратите внимание, что в сочинении должно быть не менее 150 слов. При недостаточном объёме всё сочинение будет оценено нулём баллов. 

Сочинение оценивается (и проверяется) по 12 критериям. Когда пишете сочинение, помните об этих критериях и смотрите на вашу работу глазами проверяющего эксперта. 

Учитываются следующие критерии:

  1. формулировка проблем исходного текста (до 1 балла)
  2. комментарий к проблеме исходного текста (до 3 баллов)
  3. отражение авторской позиции (до 1 балла)
  4. аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (до 1 баллов)
  5. смысловая цельность и речевая связность (логика) сочинения (до 2 баллов)
  6. богатство, точность и выразительность речи (до 1 балла)
  7. соблюдение орфографических норм (до 3 баллов)
  8. соблюдение пунктуационных норм (до 3 баллов)
  9. соблюдение грамматических норм (до 2 баллов)
  10. соблюдение речевых норм (до 2 баллов)
  11. соблюдение этических норм (до 1 балла)
  12. соблюдение фактологической точности (до 1 балла).

Из чего состоит сочинение? 

Оно состоит из ПЯТИ частей. Следовательно, в вашей работе должно быть не менее пяти абзацев. 

1. Формулировка проблемы.

Вступление к сочинению в задании 27 писать не нужно. Это не запрещено, но наличие или отсутствие вступления никак не влияет на ваши баллы. Поэтому начинать нужно сразу с формулировки проблемы.

Лучше всего сделать это в вопросительной форме. Например, если вам дан текст о вреде курения, то сформулировать проблему можно одним из способов:  © Осмоловский М.В.

А) Вредит ли курение здоровью человека?

Б) Как курение влияет на наше здоровье?

В) Почему курить вредно?  © Осмоловский М.В.

И затем продолжите: Над этой проблемой размышляет писатель Иван Петров

Если вы не хотите задавать вопрос, можно сформулировать проблему в форме утверждения:

Г) В предложенном тексте писатель Иван Петров размышляет о влиянии курения на здоровье человека.

Д) В статье/рассказе писателя Ивана Петрова ставится проблема вреда курения. 

Чего делать нельзя? Ни в коем случае не пишите в начале сочинения "в данном / этом тексте" (это логическая ошибка, так как о каком именно "данном" или "этом" тексте идёт речь, не ясно). Не используйте формулировку "в своём тексте автор...", это семантическая избыточность: понятно, что автор не в чужом тексте что-то утверждает.  © Осмоловский М.В.

2. Комментарий.

Комментарий - самая объёмная часть вашего сочинения. В сущности, это анализ предложенного текста в контексте обозначенной вами проблемы. Не случайно именно за комментарий экзаменуемый может получить до 5 баллов. 

Комментарий - внимание! - состоит из ПЯТИ частей. Эти пять частей соответствуют вашим потенциальным пяти баллам. 

1) Первый пример, иллюстрирующий проблему.

Можно привести небольшую цитату, можно очень кратко пересказать (в пределах одного предложения) какой-то эпизод или часть размышлений автора. © Осмоловский М.В.

2) Анализ первого примера.

Пояснение, как связан приведённый пример с проблемой. Пояснение, что читатель понимает благодаря этому примеру. 

Для того, чтобы придать сочинению более живую форму, рекомендуется использовать вопросно-ответную форму: вы как бы сами себе задаёте вопрос и сами на него отвечаете. В этом случае ваш текст будет выглядеть именно как рассуждение или размышление. 

Почему же герой так поступил? Я полагаю, что причин здесь несколько... О чём говорит этот пример? Думаю, автор заставляет нас задуматься над...

3) Второй пример, иллюстрирующий проблему© Осмоловский М.В.

Снова приводите цитату или кратко пересказываете. Важно, чтобы от анализа первого примера ко второму примеру был переход. 

4) Анализ второго примера.

Пояснение, как связан приведённый пример с проблемой. Пояснение, что читатель понимает благодаря этому примеру.

Этот поступок героя / этот эпизод / этот авторский тезис показывает... Благодаря этому мы понимаем / осознаём, что... Автор заставляет нас задуматься... 

5) Связь между двумя примерами и анализ этой связи. © Осмоловский М.В.

Пояснение, что общего между примерами, какова их смысловая связь: они противопоставлены, сопоставлены, дополняют друг друга и т.п. 

Примеры дополняют друг друга. Если в первом эпизоде герой совершает..., то во втором герой открывается с новой стороны... 

Или:Если сначала автор размышляет о..., то затем он приходит к иной мысли...

Пояснение, почему вы привели именно эти два примера. Пояснение, как эти примеры помогают понять обозначенную в тексте проблему. Анализ связи - это переход к авторской позиции!

Эти примеры / эпизоды показывают, что... / убеждают в том... 

© Осмоловский М.В.

Чего в комментарии делать нельзя? Нельзя превращать комментарий в пересказ. Нельзя анализ примера сводить к самому примеру. Нельзя вместо конкретных фактов отделываться общими фразами или самоочевидными суждениями.  

3. Авторская позиция.

Авторская позиция - это мнение автора: в первом предложении сочинения вы обозначили проблему, затем прокомментировали её, а теперь важно показать, что думает по этому поводу сам автор (или рассказчик). Необходимо понимать, что авторская позиция не во всех текстах выражена прямо и явно. В ряде случаев приходится искать косвенные свидетельства позиции авторав, особенно если речь идёт о художественном тексте. © Осмоловский М.В.

Авторская позиция может быть выражена цитатой из текста (если у автора где-то есть подходящее ёмкое по смыслу предложение) или косвенно. Здесь достаточно одного предложения. 

А) Позиция автора заключается в том, что...

Б) Писатель Иван Петров считает, что... 

Чего делать нельзя? Нельзя, чтобы авторская позиция повторяла ваш комментарий. Нельзя, чтобы за авторскую позицию выдавалось то, чего в тексте нет или - хуже того - противоречит содержанию.

4. Ваше отношение к авторской позиции и аргументация этого отношения.

С автором можно согласиться или не согласиться. Проще всего согласиться, так как в этом случае не придётся писать много. Очень важно аргументировать своё согласие или несогласие с автором. Опираться можно на личный жизненный опыт (хотя на практике редко ваш опыт как-то пересекается с проблемами в текстах экзамена), на примеры из художественной литературы или из истории. 

А) Я согласен / трудно не согласиться с автором. Действительно, ... 

Б) Даже мой небольшой пока жизненный опыт убеждает, что...

В) Вспомним, например, героя произведения Достоевского... Его судьба показывает, что... 

Г) Подтверждение авторским мыслям можно найти и в истории... 

5. Вывод

Вывод можно сформулировать в одном предложении, однако и это часто вызывает сложности. Рекомендуется использовать один из вариантов фразы-клише, состоящую из шаблонного начала и немного переформулированной авторской позиции. © Осмоловский М.В.

А) Хочется верить, что, прочитав текст Ивана Петрова, многие задумаются над тем, как важно беречь здоровье, а для этого необходимо бросить курить.  

Б) В заключение хотелось бы отметить, что текст Ивана Петрова заставляет в очередной раз задуматься о вреде курения и о бережном отношении к здоровью.  © Осмоловский М.В.