М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Критерии оценивания устной и письменной частей ОГЭ

ОГЭ по русскому языку состоит из двух испытаний: устного собеседования и письменного экзамена

Устная часть сдаётся в феврале и является допуском ко всем испытаниям государственной итоговой аттестации в 9 классе.

Задание 1. Чтение текста вслух  

Критерии оценивания чтения вслух Баллы
Ч1 Интонация  
  Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста 1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0
Ч2 Темп чтения  

 

 

Ч3

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче 1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче 0
Искажения слов  
Нет/есть искажения слов 1/0
Максимальное количество баллов                                                       3    

 

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания 

  Критерии оценивания подробного* пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы
П1 Сохранение при пересказе микротем текста  
    Все основные микротемы исходного текста сохранены 2
Упущена или добавлена одна микротема 1
Упущены или добавлены две и более микротем 0
П2 Работа с высказыванием  
   Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0
П3 Способы цитирования  
  Ошибок нет 1
Допущены ошибки при цитировании (одна или более) 0
Максимальное количество баллов 4

* Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П3, уменьшается на 1 балл.


Задание 3. Монологическое высказывание

  Критерии оценивания монологического высказывания (М) Баллы
М1 Выполнение коммуникативной задачи  
  Участник итогового собеседования справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.  2
 

Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: приведено 5‒9 фраз по теме высказывания

1
  Испытуемый привёл менее 5 фраз по теме высказывания 0
М2 Логичность монологического высказывания  
  Логические ошибки отсутствуют 1
Допущена одна или более одной логической ошибки 0
Максимальное количество баллов 3

 

Задание 4. Диалог

  Критерии оценивания диалога (Д) Баллы
Д1 Выполнение коммуникативной задачи  
  Участник итогового собеседования справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на три вопроса в диалоге 2
Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы
на два вопроса в диалоге
1
Ответы на вопросы не даны или дан ответ на один вопрос или даны односложные ответы 0
2 2

 

  Критерии оценивания грамотности речи  Баллы
Р2 Соблюдение грамматических норм  
  Грамматических ошибок нет 2
Допущены одна-две грамматические ошибки 1
Допущены три грамматические ошибки или более 0
Р1 Соблюдение орфоэпических норм  
  Орфоэпических ошибок нет  2
Допущено не более двух орфоэпических ошибок 1
Допущены орфоэпические ошибки (три или более) 0
Р3 Соблюдение речевых норм  
  Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок 2
Допущены три-четыре речевые ошибки 1
Допущено пять и более речевых ошибок 0
Р4 Богатство речи   

 

 

 

Р5 

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. По этому критерию участник итогового собеседования получает 1 балл только в случае, если 1 балл получен по критерию «Соблюдение речевых норм» 1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции 0
Соблюдение фактологической точности  
Фактические ошибки отсутствуют  1
Допущены фактические ошибки (одна или более) 0
Максимальное количество баллов 8

Если ученик не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям Р1-Р5 выставляется ноль баллов. 

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.

Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.

 

Письменный экзамен сдаётся по окончании учебного года (в случае успешной сдачи устного собеседования) и включает изложение, ответы на вопросы и сочинение. 

 

Письменный экзамен состоит из трёх частей:

  • сжатое изложение: прослушивание текста два раза и сжатая его передача с сохранением смысла как каждой микротемы, так и всего текста в целом; объём 70-100 слов;
  • тестовая часть: 7 заданий по орфографии, пунктуации, лексикологии, содержанию предлагаемого текста;
  • сочинение: выбор одной из трёх тем по предлагаемому в тестовой части текста, сочинение в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос, связанный с данным текстом (объём не менее 70 слов). 

За изложение выпускник получает до 7 баллов, за тестовую часть - до 7 баллов, за сочинение - до 9 баллов, за грамотность в изложении и сочинении - до 10 баллов. Максимальная сумма за весь экзамен - 33 балла

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1 Содержание изложения – до 2 баллов

ИК2 Сжатие исходного текста – до 3 баллов

ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – до 2 баллов

 

Критерии оценивания сочинения (на примере задания 9.3)

С3К1 Толкование значения слова и комментарий к этому значению – до 2 баллов

С3К2 Наличие примеров-аргументов из прочитанного текста и из жизненного (читательского) опыта – до 3 баллов

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – до 2 баллов

С3К4 Композиционная стройность, завершённость – до 2 баллов

 

Критерии грамотности и фактической точности в изложении и сочинении (при суммарном объёме изложения и сочинения более 140 слов)

ГК1 Соблюдение орфографических норм:

0-1 ошибка – 2 балла

2-3 ошибки – 1 балл

4 и более ошибок – 0 баллов

 

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

0-2 ошибки – 2 балла

3-4 ошибки – 1 балл

5 и более ошибок – 0 баллов

 

ГК3 Соблюдение грамматических норм

0-1 ошибка – 2 балла

2 ошибки – 1 балл

3 и более ошибки – 0 баллов

 

ГК4 Соблюдение речевых норм

0-2 ошибки – 2 балла

3-4 ошибки – 1 балл

5 и более ошибок – 0 баллов

 

ФК1 Фактическая точность письменной речи

Ошибок нет – 2 балла

1 ошибка – 1 балл

2 и более ошибок – 0 баллов

 

Шкала перевода баллов ОГЭ в отметку

    Отметка    Первичные баллы
5 (отлично) 29-33*
4 (хорошо) 23-28**
3 (удовлетворительно) 15-22
2 (неудовлетворительно) 0-14

* При условии, что за грамотность получено не менее 6 баллов

** При условии, что за грамотность получено не менее 4 баллов