М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

ОГЭ. Задание 5. Пунктуационный анализ предложения

 

Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания.

 

5А. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры в порядке возрастания)

Культура чтения характеризуется глубоким проникновением в текст (1) высокой степенью понимания текста (2) нравственной позиции автора (3) и (4) конечно (5) усвоение художественного произведения (6) это умственная работа (7) которая (8) по мнению специалистов-текстологов (9) является в какой-то мере повторением творчества автора.

 

5Б. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры  в порядке возрастания)

Москва (1) как известно (2) строилась на холмах (3) а за века миллионы пешеходов и экипажей значительно сгладили рельеф (4) однако (5) московские дороги по-прежнему состоят из подъёмов и спусков (6) и (7) гуляя по городу (8) нередко ощущаешь (9) что дорога идёт (10) то вверх (11) то вниз.

 

5В. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире. (Цифры в порядке возрастания)

Языковые средства следует расходовать экономно (1) и (2) если (3) по мнению А.П. Чехова (4) «краткость (5) сестра таланта» (6) то многословие (7) враг ясности (8) ведь нередко встречаются сочетания (9) настолько близких по выражаемому ими понятию слов (10) что некоторые из них становятся совершенно лишними.

 

5Г. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры в порядке возрастания)

Испокон веков наблюдая за птицами (1) люди восхищались их свободным полётом (2) а первое появление в весеннем небе стай (3) вернувшихся на гнездовья (4) перелётных птиц люди с давних времён отмечали (5) как праздник (6) возвещавший о наступлении в природе нового цикла активной жизни (7) и неслучайно человек посвятил сюжетам (8) связанным с птицами (9) немалые разделы изобразительного (10) и декоративно-прикладного искусства.

 

5Д. Укажите цифры, на месте которых должны стоять двоеточие. (Цифры в порядке возрастания)

Богат и выразителен язык русского народа (1) ведь ещё H.B. Гоголь писал (2) «Нет слова (3) которое было бы так замашисто (4) бойко (5) так вырывалось бы из-под самого сердца (6) так бы кипело и животрепетало (7) как метко сказанное русское слово» (8) а великий русский критик В.Г. Белинский (9) как бы подтверждая слова H.В. Гоголя (10) замечал (11) «...В народной речи есть своя свежесть (12) энергия и живописность...».

 

5Е. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры в порядке возрастания)

Исключительно богат растительный мир нашей Родины (1) поэтому так разнообразны названия растений (2) а наряду с научными и принятыми в русском литературном языке имеется большое количество местных (3) или (4) как иногда говорят (5) народных (6) наименований растений (7) и общее число их (8) по подсчётам языковеда В.А. Меркуловой (9) специально изучавшей народные названия растений (10) в несколько десятков раз превышает число самих растений.

 

5Ж. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры в порядке возрастания)

Последние числа ноября миновали (1) и осень позади (2) и снова лошади запряжены (3) и снова поставлен в коляску дорожный сундучок (4) и опять в нём несколько больших тетрадей (5) и стопы (6) исписанной бумаги (7) а лошади несут Пушкина прочь от Болдина (8) и он не знает (9) вернётся ли ещё когда-нибудь сюда (10) однако (11) воспоминания о вдохновенном труде никогда не оставят его (12) и будут всегда манить и тревожить.

 

5З. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры в порядке возрастания)

В русском языке принято выделять два основных наречия (1) северное и южное (2) и к южному наречию относятся местные говоры (3) для которых характерно аканье (4) а северное наречие составляют местные говоры (5) для которых характерно оканье (6) ну и (7) конечно (8) в каждом из северных говоров имеются и другие диалектные особенности (9) нередко многочисленные и разнообразные (10) однако (11) именно (12) оканьем северные говоры заметно отличаются от всех говоров русского языка.  

 

5И. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры в порядке возрастания)

Учёт особенностей местных говоров очень важен при изучении целого ряда вопросов истории русского народа (1) в частности вопросов его расселения в пределах нашей страны (2) ведь особенности любого конкретного говора достаточно определённо могут указывать (3) скажем (4) на северную или южную основу в историческом происхождении того населения (5) которое пользуется этим говором (6) уже поэтому (7) историков не могут не интересовать местные говоры при изучении истории (8) как конкретных групп русского населения (9) так и русского народа в целом.

  

5К. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры в порядке возрастания)

Вы (1) несомненно (2) не один раз были в театре и на концерте (3) смотрели выступление актёров по телевидению (4) поэтому сразу вспомните (5) как они жестикулируют (6) заканчивая выступление (7) и (8) прощаясь с публикой (9) и самый частый жест (10) это поклоны как символ благодарности за тёплый приём (11) и горячие (12) и искренние аплодисменты.