М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Демоверсия дистанционного этапа МОШ для 11 класса

МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА2021–2022 год

Дистанционный этап, 11 класс

 Источник информации - сайт Московской олимпиады школьников https://mos.olimpiada.ru/olymp/phil 

Прочитайте текст, выполните задания.

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881)

 

ПУШКИН (очерк)

Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности (отрывок).

(1) В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении – Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. (2) Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. (3) И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт. (4) Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, с ними народа, дух его, всю затаённую глубину этого духа и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин. (5) Напротив, обращаясь к чужим народностям, европейские поэты чаще всего перевоплощали их в свою же национальность и понимали по-своему. (6) Даже у Шекспира его итальянцы, например, почти сплошь те же англичане. (7) Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность. (8) Вот сцены из «Фауста», вот «Скупой рыцарь» и баллада «Жил на свете рыцарь бедный». (9) Перечтите «Дон-Жуана», и, если бы не было подписи Пушкина, вы бы никогда не узнали, что это написал не испанец. (10) Какие глубокие, фантастические образы в поэме «Пир во время чумы»! (11) Но в этих фантастических образах слышен гений Англии; эта чудесная песня о чуме героя поэмы, эта песня Мери со стихами:

Наших деток в шумной школе

Раздавались голоса, 

это английские песни, это тоска британского гения, его плач, его страдальческое предчувствие своего грядущего. 

(12) Вспомните странные стихи:

Однажды странствуя среди долины дикой...

(13) Это почти буквальное переложение первых трёх страниц из странной мистической книги, написанной в прозе, одного древнего английского религиозного сектатора, – но разве это только переложение? (14) В грустной и восторженной музыке этих стихов чувствуется самая душа северного протестантизма, английского ересиарха, безбрежного мистика, с его тупым, мрачным и непреоборимым стремлением и со всем безудержем мистического мечтания. (15) Читая эти странные стихи, вам как бы слышится дух веков реформации, вам понятен становится этот воинственный огонь начинавшегося протестантизма, понятна становится, наконец, самая история, и не мыслью только, как будто вы сами там были, прошли мимо вооружённого стана сектантов, пели с ними их гимны, плакали с ними в их мистических восторгах и веровали вместе с ними в то, во что они поверили. (16) Кстати: вот рядом с этим религиозным мистицизмом религиозные же строфы из Корана или «Подражания Корану»: разве тут не мусульманин, разве это не самый дух Корана и меч его, простодушная величавость веры и грозная кровавая сила её? (17) А вот и древний мир, вот «Египетские ночи», вот эти земные боги, севшие над народом своим богами, уже презирающие гений народный и стремления его, уже не верящие в него более, ставшие впрямь уединёнными богами и обезумевшие в отъединении своём, в предсмертной скуке своей и тоске тешащие себя фантастическими зверствами, сладострастием насекомых, сладострастием пауковой самки, съедающей своего самца. (18) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось.  (1880)

 

  1. [1 балл] В предложении 13 найдите устаревшее слово и запишите его в современном виде в начальной форме.

Ответ: сектант

  1.  [2 балла] Что не является эпитетом в предложении 14? Выберите ДВА варианта. А. восторженной Б. северного В. безбрежного Г. тупым Д. непреоборимым Е. мистического

    Ответ: Б, Е. 1 балл за каждый верный ответ, штраф 0,5 балла за каждый неверный. Всего 2 балла.

    3. [1,5 балла] Английский религиозный писатель, о котором пишет Достоевский в предложении 13, – это

    А. Джон Донн

    Б. Джон Беньян

    В. Джон Ньютон

    Г. Дэвид Юм

    Д. Лоренс Стерн

    Ответ: Б

    4. [2 балла] Укажите номер предложения, в котором встречается перифраза, указывающая на Клеопатру.

    Ответ: 17

    5. [2 балла] Сколько произведений Пушкина упоминает и/или цитирует Достоевский в этом отрывке? Ответ укажите числом.

    Ответ: 8

    6. [2 балла] В предложении 9 исправьте фактическую ошибку Достоевского. Напишите правильно слова, в которых он допустил ошибку.

    Ответ: «Каменный гость» / Каменный гость / «Каменного гостя» / Каменного гостя (2 балла за полностью верный ответ).

    7. [2 балла] Укажите номер предложения, где встречается синекдоха (форма множественного числа употреблена в значении единственного).

    Ответ: 1

    8. [2 балла] Среди предложений 1–5 найдите антитезы и выпишите указывающие на них слова в той форме, в которой они употребляются в тексте (каждое слово в отдельное поле).

    Ответ: но, напротив (по 1 баллу за верный ответ, штраф 0,5 балла за неверный ответ).

    9. [1 балл] Выпишите из предложений 1–2 эпитет в той форме, в которой он встречается в тексте.

    Ответ: громадной

    10. [2 балла] Среди предложений 1–11 найдите такое, в котором встречается градация. Напишите его номер.

    Ответ: 11

    11. [1 балл] Укажите тип градации, найденной вами в предыдущем задании.

    А. восходящая

    Б. нисходящая

    Ответ: А

    12. [2 балла] Найдите в тексте предложение, в котором содержится грамматическая ошибка (по современным правилам грамматики). Напишите номер этого предложения.

    Ответ: 15

    13. [2 балла] Выпишите из начала и конца текста повторяющееся словосочетание в начальной форме, которое, по мнению Достоевского, точнее всего передаёт самобытность Пушкина и его отличие от других европейских поэтов. Каждое слово в словосочетании впишите в отдельное поле.

    Ответ: всемирная отзывчивость (2 балла за полностью верный ответ).

    14. [1 балл] Каким членом предложения является словоформа перевоплощаться в предложении 7?

    Ответ: определением (1 балл)

    15. [2 балла] Выпишите из предложений 1–3 существительное, которое в одном из падежей единственного числа имеет окончание, как у полного прилагательного, а в остальных падежах изменяется по второму склонению. Слово выписывайте в той форме, в какой оно стоит в тексте.

    Ответ: Пушкин (2 балла)

    16. [3,5 балла] В русском языке есть следующий тип соотношения глагольных основ: инфинитив заканчивается на -АТЬ/-ЯТЬ, а основа настоящего-будущего времени образуется с помощью прибавления к А/Я суффикса -Й- (ВАЛЯТЬ – ВАЛЯЙ), однако из-за особенностей русской графики этот суффикс в большинстве форм от основы настоящего-будущего времени не виден. Выпишите из текста все личные (то есть имеющие значение лица) и все особые формы глаголов указанного типа, в которых есть суффикс -Й-, но он не виден из-за особенностей русской графики.

    Ответ: разделяет, обращаясь, обладает, читая, презирающие, съедающей, изумляющей (3,5 балла, по 0,5 балла за каждое слово)

    17. [2 балла] Выпишите из предложения 18 слово, образованное комбинированным способом «сложение + суффиксация». Слово выписывайте в той форме, в какой оно стоит в тексте.

    Ответ: всемирною / с всемирною (2 балла)

    18. [2 балла] Известно, что многие наречия образуются из предложно-падежных форм. В предложениях 5–7 есть наречие, восходящее к сочетанию предлога и предложного падежа субстантивированного прилагательного среднего рода, сохранившего склонение по образцу существительного. Выпишите это наречие.

    Ответ: вполне (2 балла)

    19. [2 балла] Сколько раз употреблён звук [в] в предложениях 9–12? Напишите ответ числом.

    Ответ: 12 (2 балла)

    20. [6 баллов] Дана таблица со словами латышского языка (слова даны в начальной форме). У этих слов в тексте есть этимологически однокоренные слова русского языка. Если у латышского слова то же значение, что и у русского, то оно не приводится, если другое значение, то оно приводится. Заполните таблицу, выписав напротив каждого латышского слова соответствующее ему по корню русское в той форме, в какой оно употреблено в тексте. Если подходят несколько форм или слов, выпишите только одно слово или форму.  

Латышские слова

Русские слова

valdīt (властвовать)

обладает / обладал (0,5 балла)

uguns

огонь (0,5 балла)

zvērs (зверь)

зверствами (0,5 балла)

uzzināt

узнали (0,5 балла)

pirmais

первых (0,5 балла)

dalīt (делить)

разделяет (0,5 балла)

trīs

трёх (0,5 балла)

pilns (полный)

вполне (0,5 балла)

salds (сладкий)

сладострастием (0,5 балла)

dzīvot

жил (0,5 балла)

galvenais

главнейшую / главнейше (0,5 балла)

viss

всю / всего / всех / всем (0,5 балла)

За каждую верно заполненную графу – 0,5 балла, без штрафов.

 

21. [2 балла] Выпишите из предложений 1–10 наречие меры, этимологически восходящее к форме повелительного наклонения глагола.

Ответ: почти (2 балла)

22. [1 балл] Каким членом предложения является словоформа это в предложении 9?

Ответ: дополнением (1 балл).

 

Прочитайте текст, выполните задания.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958)

* * *

(1)   Приближался апрель к середине,

(2)   Бил ручей, упадая с откоса,

(3)   День и ночь грохотал на плотине

(4)   Деревянный лоток водосброса.

 

(5)   Здесь, под сенью дряхлеющих ветел,

(6)   Из которых любая – калека,

(7)   Я однажды, гуляя, заметил

(8)   Незнакомого мне человека.

 

(9)   Он стоял и держал пред собою

(10)   Непочатого хлеба ковригу

(11)   И свободной от груза рукою

(12)   Перелистывал старую книгу.

 

(13)   Лоб его бороздила забота,

(14)   И здоровьем не выдалось тело,

(15)   Но упорная мысли работа

(16)   Глубиной его сердца владела.

 

(17)   Пробежав за страницей страницу,

(18)   Он вздымал удивлённое око,

(19)   Наблюдая ручьев вереницу,

(20)   Устремлённую в пену потока.

 

(21)   В этот миг перед ним открывалось

(22)   То, что было незримо доселе,

(23)   И душа его в мир поднималась,

(24)   Как дитя из своей колыбели.

 

(25)   А грачи так безумно кричали,

(26)   И так яростно вётлы шумели,

(27)   Что казалось, остаток печали

(28)   Отнимать у него не хотели.

(1948)

 

23. [2 балла] Назовите термином (двумя словами) размер стихотворения (с указанием количества стоп). Каждое слово вписывайте в отдельное поле для ответа.

Ответ: трехстопный анапест / трёхстопный анапест (2 балла только за полный верный ответ).

24. [1 балл] Укажите латинизированным термином название типа строфы, которая используется в стихотворении.

Ответ: катрен

25. [2 балла] Выберите два правильных варианта ответа.

Рифма в стихотворении

а) мужская  б) гипердактилическая  в) дактилическая  г) женская  д) точная

Ответ: г, д (1 балл за каждый верный ответ, штраф 0,5 за каждый неверный ответ).

26. [1 балл] Укажите способ рифмовки.

а) перекрёстная  б) кольцевая  в) смежная  д) опоясывающая

Ответ: а

27. [1 балл] Какое художественное средство использовано в строках 13–16?

а) инверсия б) аллегория в) эпифора г) синтаксический параллелизм д) риторический вопрос

Ответ: а

28. [4 балла] Выпишите из стихотворных строк 17–28 все эпитеты в той форме, в которой они встречаются в тексте (каждое слово в отдельное поле).

Ответ: удивленное / удивлённое, незримо, безумно, яростно (1 балл за каждый верный ответ, штраф 0,5 балла за каждый неверный ответ).

29. [2 балла] Напишите номер строки, в которой подряд встречаются два устаревших слова.

Ответ: 22 (2 балла).

30. [2 балла] Выпишите из текста два члена сравнения: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (каждое слово в отдельное поле).

Ответ: душа, дитя (2 балла за полностью верный ответ).

31. [2 балла] Выпишите из строк 1–16 метафорический эпитет в той форме, в которой он встречается в тексте.

Ответ: дряхлеющих (2 балла)

32. [2 балла] Какой художественный приём использован в строке 18? Напишите ответ одним существительным женского рода.

Ответ: синекдоха / метонимия (2 балла).

33. [2 балла] Выпишите из строк 17–28 существительное, которое не относится ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению и которое современные носители русского языка предпочитают при склонении заменять синонимом, потому что им не вполне ясны некоторые падежные формы.

Ответ: дитя (2 балла)

34. [6 баллов] Дана таблица со словами литовского языка (слова даны в начальной форме). У этих слов в строках 5–24 есть этимологически однокоренные слова русского языка. Если у литовского слова то же значение, что и у русского, то оно не приводится, если другое значение, то оно приводится. Заполните таблицу, выписав напротив каждого литовского слова соответствующее ему по корню русское в той форме, в какой оно употреблено в тексте.

 

Литовские слова

 

Русские слова

bėgti 

 

пробежав (0,5 балла)

valdyti

 

владела (0,5 балла)

miegoti 

 

миг (0,5 балла)

 

я (0,5 балла)

akis

 

око (0,5 балла)

stovėti

 

стоял (0,5 балла)

širdis

сердца (0,5 балла)

katras 

которых / из которых (0,5

žiūrėti                   

незримо (0,5 балла)

žinoti 

незнакомого (0,5 балла)

ranka

рукою (0,5 балла)

verti

вереницу (0,5 балла)

 

 

0,5 балла за каждый верный ответ, без штрафов.

35. [2 балла] Выпишите из строк 1–8 и 17–24 все словоформы с тремя суффиксами. Каждое слово впишите в отдельное поле в той форме, в которой они встречаются в тексте. Примечание. Постфиксы суффиксами не считаются. Не стоит забывать суффикс основы настоящего времени -j-.

Ответ: упадая (0,5 балла), дряхлеющих (0,5 балла), гуляя (0,5 балла), наблюдая (0,5 балла) (всего 2 балла, штраф 0,25 балла за каждый еверный ответ).

36. [2 балла] Выпишите из придаточного определительного предложения в строках 5–8 сказуемое.

Ответ: калека (2 балла).

37. [2 балла] Выпишите из строк 9–18 все словоформы, состоящие из пяти морфем.

Ответ: непочатого (0,5 балла), перелистывал (0,5 балла), выдалось (0,5 балла), вздымал (0,5 балла) (всего 2 балла, штраф 0,25 балла за ждый неверный ответ).

38. [2 балла] Сколько раз в стихотворении употреблён звук [ш]? Ответ запишите числом.

Ответ: 4 (2 балла).

39. [5 баллов] У глаголов русского языка выделяют разные типы формального соотношения основы инфинитива / прошедшего времени и основы настоящего / будущего простого времени (так называемые классы). Например, глаголы читать и грохотать относятся к разным классам, поскольку у читать формы настоящего времени – читает, читают, а у грохотать – грохочет, грохочут.

Распределите по группам все подходящие под каждую рубрику глаголы из строк 9–28. Глаголы выписывайте в той форме, в какой они стоят в тексте (каждое слово в отдельное поле). Причастия и деепричастия не используйте.

Ответ (всего 5 баллов, 1 балл за каждый верный глагол на нужном месте, штраф 0,5 балла за каждый неверный ответ).

-ать (-ять) – -ит, -ат (-ят)

-еть – -ит, -ят

-еть – -еет, -еют

стоял, держал, кричали

шумели

владела

40. [2 балла] Выпишите из строк 9–16 существительные, у которых совпадают формы именительного, винительного и предложного падежей единственного числа. Слова выписывайте в той форме, в какой они стоят в тексте (каждое слово в отдельное поле).

Ответ: здоровьем, сердца (2 балла, 1 балл за каждый верный ответ, штраф 0,5 балла за каждый неверный ответ).

41. [2 балла] Напишите двумя словами в творительном падеже (класс слова и его подкласс), какой частью речи является слово что в строке 22.

Ответ: местоимением относительным / относительным местоимением (1 балл за каждый верный ответ, без штрафа).

42. [2 балла] Сколько в тексте существительных 3 склонения? Ответ запишите числом.

Ответ: 5 (2 балла).

 

Всего 90 баллов