М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Задания по теме "Формы и качества словесного выражения"

ФКСВ1. Прочитайте текст и выполните задания (письменно).

Фрагмент рассказа А.П. Чехова "Учитель словесности"

Споры всякий раз за чаем и за обедом начинала Варя. Ей было уже 23 года, она была хороша собой, красивее Манюси, считалась самою умной и образованной в доме и держала себя солидно, строго, как это и подобало старшей дочери, занявшей в доме место покойной матери. 

Всякий разговор, даже о погоде, она непременно сводила на спор. У неё была какая-то страсть - ловить всех на слове, уличать в противоречии, придираться к фразе. Вы начинаете говорить с ней о чём-нибудь, а она уже пристально смотрит вам в лицо и вдруг перебивает: "Позвольте, позвольте, Петров, третьего дня вы говорили совсем противоположное!"

Или же она насмешливо улыбается и говорит: "Однако, я замечаю, вы начинаете проповедовать принципы третьего отделения. Поздравляю вас".

Если вы сострили или сказали каламбур, тотчас же вы слышите её голос: "Это старо!" или: "Это плоско!" Если же острит офицер, то она делает презрительную гримасу и говорит: "Арррмейская острота!"

И это "ррр"... выходило у неё так внушительно, что Мушка непременно отвечала ей из-под стула: "ррр... нга-нга-нга"...

Теперь за чаем спор начался с того, что Никитин заговорил о гимназических экзаменах.

- Позвольте, Сергей Васильич, - перебила его Варя. - Вот вы говорите, что ученикам трудно. А кто виноват, позвольте вас спросить? Например, вы задали ученикам VIII класса сочинение на тему: "Пушкин как психолог". Во-первых, нельзя задавать таких трудных тем, а во-вторых, какой же Пушкин психолог? Ну, Щедрин или, положим, Достоевский - другое дело, а Пушкин великий поэт и больше ничего.

- Щедрин сам по себе, а Пушкин сам по себе, - угрюмо ответил Никитин.

- Я знаю, у вас в гимназии не признают Щедрина, но не в этом дело. Вы скажите мне, какой же Пушкин психолог?

- А то разве не психолог? Извольте, я приведу вам примеры.

И Никитин продекламировал несколько мест из "Онегина", потом из "Бориса Годунова".

- Никакой не вижу тут психологии, - вздохнула Варя. - Психологом называется тот, кто описывает изгибы человеческой души, а это прекрасные стихи и больше ничего.

- Я знаю, какой вам нужно психологии! - обиделся Никитин. - Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я орал во всё горло, это, по-вашему, психология.

- Плоско! Однако, вы всё-таки не доказали мне: почему же Пушкин психолог?

Когда Никитину приходилось оспаривать то, что казалось ему рутиной, узостью или чем-нибудь вроде этого, то обыкновенно он вскакивал с места, хватал себя обеими руками за голову и начинал со стоном бегать из угла в угол. И теперь то же самое: он вскочил, схватил себя за голову и со стоном прошёлся вокруг стола, потом сел поодаль.

За него вступились офицеры. Штабс-капитан Полянский стал уверять Варю, что Пушкин в самом деле психолог, и в доказательство привел два стиха из Лермонтова; поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника.

- Это хамство! - доносилось с другого конца стола. - Я так и губернатору сказал: это, ваше превосходительство, хамство!

- Я больше не спорю! - крикнул Никитин. - Это его же царствию не будет конца! Баста! Ах, да поди ты прочь, поганая собака! - крикнул он на Сома, который положил ему на колени голову и лапу.

"Ррр... нга-нга-нга"... - послышалось из-под стула.

- Сознайтесь, что вы не правы! - крикнула Варя. - Сознайтесь!

Но пришли гостьи-барышни, и спор прекратился сам собой.

 

А) К какому типу можно отнести данный текст? Приведите аргументы. 

Б) Докажите, что в данном фрагменте преобладает диалог. Какие лексические, синтаксические и морфологические признаки диалога вы можете выделить? Приведите примеры. 

В Каковы признаки разговорного стиля в репликах персонажей? 

Г) С помощью каких лексических и синтаксических средств в данном фрагменте выражено авторское отношение к персонажам - Никитину и Варе? 

Д) Докажите, что в приведённом фрагменте не нарушены качества словесного выражения. 

 

ФКСВ2. Прочитайте фрагменты двух текстов А.С. Пушкина и выполните задания. 

1. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.

<...> Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. (А.С. Пушкин, "Капитанская дочка") 

 

2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А.С. Пушкин, "Зимнее утро") 

 

А) Что объединяет эти два текста? 

Б) Как доказать, что один из текстов написан прозой, а второй - стихами?

В) Как доказать, что оба текста диалогичны? 

Г) К какому типу можно отнести каждый из текстов? 

Д) С помощью каких лексических и синтаксических средств показано противопоставление картин снежной бури и ясного зимнего утра? 

 

ФКСВ3. Прочитайте фрагмент газетной заметки. Какие типы речи представлены в тексте? Какие качества словесного выражения здесь нарушены? 

Из криминальной хроники

Какое удивительное свежее, истинно апрельское было утро минувшей субботы!  Ничего необычного, а тем более трагического оно не предвещало. Находился под обаянием весеннего леса и участковый Тимирязевского РУВД старший лейтенант Моисеев, которому было приказано отреагировать на поступившую тревожную информацию. Всего в трёхстах метрах от милицейского участка неизвестными был ограблен газетный киоск. 

 

ФКСВ4. Прочитайте фрагмент юмористического рассказа Михаила Задорнова "Довожу до твоего сведения!" (1987)О нарушении каких качеств словесного выражения пишет автор?

Люди читают газеты ежедневно. Поэтому они невольно начинают говорить таким же сухим языком журналистского штампа. Кроме того, нам всем приходится на работе писать множество заявлений, объяснительных записок, инструкций, положений, отчётов. И язык деловых бумаг тоже входит в нашу речь.
Однажды за мной на машине заехала директор очень престижного подмосковного дома отдыха. Вечером я должен был в этом доме отдыха выступать. Когда я сел в машину, я спросил: кто будет сегодня в зале? Она ответила мне, стараясь не потерять своей солидности:
- Контингент у нас широкий.
- А кормят у вас как? - спросил я.
- Ассортимент у нас богатый! - ответила она.
- Наверное, у вас хороший клуб? - снова спросил я.
- Да, - гордо ответила она. - У нас передовой очаг культуры!
А после моего выступления она подошла ко мне, пожала руку и сказала:
- Благодаря вам мы оптичили ещё одно мероприятие!
Я, признаюсь, не сразу понял, что она сказала. Позже мне объяснили, что есть такое официальное выражение, которое означает поставить птичку за проведённое мероприятие. И хоть тогда я не понял, что она сказала, на всякий случай ей ответил:
- А вас разрешите оспасибить!
Она даже не улыбнулась. Очень серьёзно посмотрела на меня и, по-моему, решила, что в «кругах» теперь так говорят! И я думаю, с тех пор «оспасибливает» всех направо и налево.
Много с тех пор я слышал выражений, от которых становится больно за язык Пушкина, Гоголя, Тургенева...
«Обилеченный пассажир», «охваченный взносами человек», «обраченные молодожёны». Вместо «ковёр» стало модно говорить «ковровое изделие», вместо «посуда» - «посудный инвентарь», вместо «среди пенсионеров» - «среди лиц, являющихся пенсионерами», вместо «закончить» - «подвести черту», вместо «кончилось время» - «исчерпан регламент»... Подобные примеры можно приводить бесконечно. Даже учительница русского языка в средней школе однажды сказала во время учительской конференции: «Наша школа после ремонта стала негодной для эксплуатации детей!»
«Редкая птица долетит до середины Днепра!» - писал Н. В. Гоголь. Какие простые слова! А если б Гоголь писал языком современных деловых бумаг, он бы написал значительно солиднее: «Редкий представитель семейства пернатых долетит до середины главной водной артерии Украинской ССР!»

Я думаю, что всех наших классиков можно перевести на такой более доступный для современного бюрократа язык. Но это было бы непростительным кощунством.