М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Текст Д.А. Гранина

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения  — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Из книги Даниила Гранина “И всё же”

(1) Будущим интересуются всё больше. (2) О нём пишут, его смотрят в кино, его обсуждают с цифрами в руках. (3) Такой повышенный интерес к будущему часто вызван необходимостью предвидения. (4) Открытия следуют одно за другим, повороты слишком круты, а скорость велика.
(5) Признаюсь, я никогда до сих пор не пытался самостоятельно заглядывать далеко вперёд. (6) Подобно большинству людей, я довольствовался чужими соображениями. (7) Проблема долголетия и проблема обеспечения людей питанием. (8) Проблема связи с другими мирами. (9) Освоение космоса, его эксплуатация. (10) Впервые научными средствами специалисты пробуют наметить сроки решения существующих задач: лечение рака, интенсификация фотосинтеза, управление наследственностью, ядерная энергетика, овладение временем, гравитацией...
(11) Сводная картина на ближайшие сто-полтораста лет получается грандиозная. (12) Чтение такого перечня, только перечня, потрясает, наполняет завистью к потомкам. (13) Всё обстоит прекрасно, пока наше воображение наслаждается панорамой успеха. (14) Но стоит двинуться чуть дальше, и будущее распадается. (15) В самом деле, а как будет жить человек в мире с управляемой гравитацией, с перемещениями во времени? (16) Что станет с человеком, когда он сможет стимулировать свой мозг, всё выучить, запомнить, вызвать в памяти любой момент прошлого? (17) С человеком, который будет наделён способностями воспринимать инфракрасное излучение, видеть в темноте, слышать в широком диапазоне колебаний, непосредственно принимать радиоволны? (18) Что же останется от собственно человека в этой раздутой, усиленной всеми средствами оболочке всех мыслимых благ, потребностей и желаний? (19) Что произойдёт с простыми человеческими чувствами - добротой, любовью, скукой? (20) К сожалению, я плохо представляю себе возможности такого прогнозирования.
(21) А если воспользоваться опытом истории? (22) Боюсь, что даже история даёт нам мало материала для такого анализа. (23) Вряд ли могли просветители восемнадцатого века, его утописты, представить себе, что через двести лет вместо костров инквизиции появятся топки Освенцима.
(24) Люди устроены так, что в будущем их интересует главным образом хорошее, то есть то, что им представляется хорошим. (25) Всем нравится представлять себе высадку на Луне, препараты долголетия. (26) И всё же именно тревоги, бедствия, заботы будущего способствуют объединению человечества. (27) Атомная угроза повлияла на психику человечества, вероятно, куда сильнее, чем это нам сейчас кажется.
(28) Есть события с другим знаком, но они стоят в том же ряду. (29) Я никогда не забуду взрыв восторга в день полёта первого космонавта Юрия Гагарина. (30) Стихийный праздник, толпы на улицах, на площадях городов, наспех написанные транспаранты. (31) Чему мы радовались? (32) Не только тому, что первыми в космос вышли советские люди. (33) Радость была и за величие человеческого разума, это была радость, соединяющая человечество, в этой радости была надежда, противостоящая атомным кошмарам. (34) Эмоциональный размах был усилен одной технической, но, как мне кажется, весьма существенной подробностью. (35) Средства связи позволили всему миру одновременно следить за полётом. (36) Коммуникации создали глобальное сопереживание. (37) С тех пор возможности соучастия увеличились. (38) Мир может не только одновременно слышать, но и видеть. (39) Недавнее футбольное первенство мира смотрели одновременно полмиллиарда людей. (40) Во всех странах одновременно ахали, волновались, кричали у своих экранов - цивилизация не знала таких масштабов эмоций, таких выбросов психической энергии. (41) Футбол и полёт в космос - события неравноценные, но это-то и заставляет призадуматься, ибо интервидение способно транспортировать зрителю любые события.
(42) Возрастание связей, появление всеобщих забот и усилий - достаточно ли этого для создания гарантии устойчивого существования человечества? (43) Станет ли мир более прочным от того, что он будет оплетён множеством связей? (44) Конечно, пропорционально возрастает и опасность использования, допустим, той же системы коммуникаций какой-то группой людей в своих интересах. (45) Грядущее таит в себе не только блага, но и появление новых опасностей. (46) Сегодня изготовление атомного оружия становится под силу всё большему количеству стран, точно так же могут появиться и другие средства массового уничтожения, ещё более доступные и простые в изготовлении. (47) Представьте, что имеются не две, не три кнопки, их стало сотни, может, тысячи. (48) Как должно быть устроено общество, чтобы сохраниться и устойчиво существовать в таких условиях? (49) Выражаясь языком математики, надо создать "стратегию игры" среди накопленных средств разрушения, воздействия на народы разнообразных средств подавления личности, разжигания низменных страстей человека. (50) Можно ли в таких условиях застраховаться от того, чтобы горстка безумцев-фанатиков создавала катастрофические ситуации? (51) Такой подход позволит выявить наиболее жизнестойкую систему, пусть даже единственно осуществимую, но во всяком случае осуществимую. (52) Вера в то, что подобная система есть, возникла не от безвыходности, она не утешительство. (53) Она скорее зиждется на элементах здоровья сегодняшнего человеческого общества, на тех силах, которые за последние годы в критические моменты уже спасали мир от катастрофы. (54) Если человеческая история имеет смысл, то он проступает все более явственно - да простится мне тщеславие - в нашу эпоху, он связывает нас с будущим, и он - наше средство воздействия на будущее.

Даниил Александрович Гранин (1919-2017) - советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.