М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Текст В.Ф. Тендрякова 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Прочно усевшись за стол, следователь Сулимов деловито разложил перед собой листы бумаги, бланки, блокнот, ручку, пачку сигарет и закурил.
— Так! — сказал он удовлетворённо. — Думаю, лучше без всякой подготовочки — сейчас и приступим. К допросу Николая Корякина.
— В моём присутствии? - удивился Аркадий Кириллович.
— Процессуальный кодекс предусматривает присутствие педагога. Имеете право задавать вопросы, высказывать мнение, отказаться подписать протокол. Словом, вы, так сказать, законный участник.
— Предупреждаю, — сказал, нахмурясь, Аркадий Кириллович, — я буду пристрастным.
— Вот и хорошо, — согласился Сулимов. — Значит, мне придётся быть беспристрастным вдвойне. — Он снял с телефона трубку: — Приведите Корякина.
Ожидание показалось Аркадию Кирилловичу долгим и неловким. Наконец дверь раскрылась, молодой милиционер впустил впереди себя Колю Корякина, солидно козырнул Сулимову, вышел.
— Корякин Николай Рафаилович… Учащийся… Родился когда? — начал Сулимов допрос.
— В пятьдесят восьмом… Второго ноября, — тихо, с сипотцой ответил Коля.
— Ещё нет и шестнадцати?
— Нет.
Сулимов бросил взгляд на Аркадия Кирилловича. Нет ещё и шестнадцати парню! Не вырос, несамостоятелен, за таких всегда кто-то отвечает. А он сам решил взять ответственность за родителей…
— Скажи, давно ли твой отец стал приходить домой пьяным? — спросил Сулимов.
— Он всегда пил.
— Но бывал же он когда-нибудь и трезвым?
— Утром… Пьяный только вечером.
— Приходил пьяным и бил тебя?
— Меня — нет. Не бил он меня. Он мамку бил… и посуду.
— Ты кидался на него?
— Маленьким был — очень боялся, сам убегал… К соседям. А потом ненавидеть стал. Что ему мать сделала? Мамка совсем слабая… Он бы всё равно её убил. Мне смотреть и ничего не делать? Не мог же! Я ему честно, в глаза — не тронь, убью!
— И сколько раз ты его так предупреждал?
— Много. Он и не слышал словно…
Сулимов помолчал. Аркадий Кириллович сидел по-прежнему прямой и неподвижный.
— Мы не нашли ружьё. Где оно? — оборвал молчание Сулимов.
— Мать выхватила. Когда… когда уже всё… И убежала с ним.
— Но ты ведь не знал, что ружьё было заряжено?
— Знал.
Сулимов, до сих пор участливо-сдержанный, неожиданно рассердился:
— Слушай, дружок, не бросайся так легко словами. Здесь каждое неосторожное слово подвести может. И сильно! Откуда ты мог знать, что висящее на стене ружьё заряжено?
— Так я же его сам и заряжал. Мать разряжала, а я снова…
— А почему она не спрятала ружьё от тебя?
— Отец не давал. Пусть, говорит, висит где висело, не смей трогать.
— Но сам-то отец почему же тогда его не спрятал?
Коля впервые вскинул на следователя глаза, обдал его родниковым всплеском:
— Он… он, наверно, хотел…Чтоб я его… убил. Он раз в ванной повеситься хотел… Не получилось — за вытяжную решётку верёвку зацепил, а та вывалилась. И у открытого окна ещё стоять любил, говорил — высота тянет. Умереть он хотел!
Аркадий Кириллович подался всем телом:
— Ты лжёшь, Коля! Выставляешь себя преднамеренным убийцей: готовился заранее, заряжал ружьё на отца! Ты для того заряжал, чтоб отец видел... И в этот раз ты думал, что ружьё разряжено.
Коля, выгнув спину, сцепив челюсти, глядел в сторону, ответил не сразу, с трудом:
— Я его зарядил за полчаса перед отцом… Я знал, Аркадий Кириллович, знал! Готовился! Не надо меня спасать. Вы же учили… Воюй с подлостью! Не жди, чтоб кто-то за тебя справился!.. Я себя не жалею, и вы — не надо!
Сгорбившийся Аркадий Кириллович поднял веки, остро глянул на Сулимова, чуть приметно кивнул. Сулимов поспешно потянулся к телефону…
Дверь за Колей Корякиным закрылась. На скуластом лице Сулимова дёрнулись несолидные усики.
— Всё-таки папино наследство сказывается. Папа, похоже, лез на смерть, сын рвётся на наказание.
— Я вот уже четверть века внушаю детям: сейте разумное, доброе, вечное! — сказал Аркадий Кириллович. — Мне они верили… Сами слышали — воюй с подлостью! Мои слова в его голове стучали, толкали к действию…
Сулимов усмехнулся:
— Уж не прикажете ли внести в дело как чистосердечное признание?
— А разве вы имеете право пренебречь чьим-либо признанием?
— Имею. Если оно носит характер явного самооговора. Нам предстоит ещё выслушать полный джентльменский набор разных доморощенных обвинений. Будут обвинять соседей — не урезонили пьяницу. Обвинят непосредственное начальство Корякина — не сделали его добродетельным. Участковому влетит по первое число — не обезвредил заранее; ну и школе достанется — не воспитали. Всем сестрáм по серьгáм. И что же, нам всех привлекать к ответственности как неких соучастников?.. Простите, но это обычное словоблудие, за которым скрывается ханжество…
Аркадий Кириллович, уставясь на Сулимова исподлобья, заговорил медленно и веско:
— Готов бы, Сулимов, склонить голову перед вашей мудростью. Готов, ежели б уверен был — знаете корень зла, не пребываете в общем невежестве. Даже мне, непосвящённому, заранее известно, как поступите: мальчик убил своего отца — очевидный факт, значит, виноват мальчик и никто больше.
Сулимов вскочил из-за стола, пробежался по тесному кабинету, навис над Аркадием Кирилловичем, спросил:
— Вы ждёте, чтоб я выкопал корень зла? Злые корни ой как глубоко сидят, до них не докопались академии педагогических и общественных наук… А я-то всего-навсего рядовой работник милиции. Так что уж не обессудьте — мне придётся действовать как предписано.
— Я видел, — сказал Аркадий Кириллович, — как вам хотелось получить козырь в виде не заряженного руками Коли ружья. Жалели мальчика, но это не помешает обвинить его.
— Мальчик убил — очевидный факт. Не станете же вы от меня требовать, чтоб я его скрыл или выгодно извратил.
— За этим очевидным фактом важно увидеть не столь наглядно очевидное: мальчик — жертва каких-то скрытых сил.
— Одна из таких сил — вы?
— Не исключено.
— Ну так есть и более влиятельная сила — растленный отец мальчишки! Вот его обещаю вам не упустить из виду, постараюсь вызнать о нём что смогу и выставить во всей красе. На скамью подсудимых мёртвого не посадишь, но смягчающим вину обстоятельством послужит. Только смягчающим! И даже не столь сильным, как неведение мальчишки о заряженности ружья.
Внизу, возвращая дежурному отмеченный пропуск, Аркадий Кириллович мельком увидел женщину в пузырящемся кожаном пальто, с легкомысленными вишенками на берете. Он так и не узнал в ней мать Коли Корякина…
Низкое небо придавило город. Люди втискивались в автобусы, теснились возле дверей магазинов, скучивались у переходов. Город, как всегда, озабоченно жил, не обращая внимания ни на небо, ни на дождь, ни на страдания и радости тех, кто его населяет. И, уж конечно, событие, случившееся этой ночью в доме шесть по улице Менделеева, никак не отразилось на суетном ритме большого города. Стало меньше одним жителем, стало больше одним преступником — ничтожна утрата, несущественно приобретение.


Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984) – русский советский писатель, педагог, участник Сталинградской битвы, автор остросюжетных произведений о нравственных проблемах современности.
===================================================
Сочинение-эссе проверяется по критериям 1-12 в соответствии с требованиями к проверке таких заданий на ЕГЭ. Максимальное количество баллов за сочинение-эссе - 21. 
Отметка "5" соответствует сумме баллов от 19 до 21.
Отметка "4" соответствует сумме баллов от 15 до 18.
Отметка "3" соответствует сумме баллов от 9 до 14.
Отметка "2" соответствует сумме баллов от 8 и меньше, а также если объём сочинения-эссе менее 150 слов. 
Отметка "1" выставляется за невыполненную работу.
Критерии: проблема (1) комментарий (3) позиция автора (1) аргументация своего мнения (1) логичность (2) речевое оформление (1) орфография (3) пунктуация (3) грамматика (2) речевая грамотность (2) этика (1) фактологическая точность (1)