М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Понятие о тексте и о его строении"

Упражнение 1. Прочитайте стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Фета и дайте аргументированные письменные ответы на вопросы 1-4.

 

А.С. Пушкин, "Осень" (фрагмент)

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы. 

 

А.А. Фет, "Осень" 

Как грустны сумрачные дни 
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.

 

1. С помощью каких деталей передана тема осени в каждом из стихотворений?

2. Выпишите лексико-грамматические повторы в каждом из стихотворений.

3. Приведите примеры семантических ассоциаций. 

4. В чём идейное сходство и различие этих стихотворений?  

5. Какое из стихотворений отличается большей эмоциональной экспрессивностью? С помощью каких средств выражены эмоции лирического героя? 

 

Упражнение 2. Прочитайте фрагмент рассказа Василия Белова "На вокзале" и выполните задания 1-6. 

Зимою не то что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, народу совсем нету. Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот ещё не очень стар и не спит, потому и крутится на полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в чёрном полупальто и в чёрных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал:

— Жук, ну ты и жук! 

Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. (Пашка едет в район, по делам) Что делать? И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределённых лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал её и раньше. Слыхала про него и она. Поговорить, что ли? Пашка с добродушным покровительством спрашивает: 

— Куда поехала-то? 

— Да за очками. 

— Ну, ну. 

— У меня глаза-то вострые были, всю жизнь кружева плела. А нынче фершалица бумажку и выписала. Да и народ говорит, что лучше с очками-то. 

— Мало ли чего народ говорит,— важно замечает Пашка.— Ты бы других-то меньше слушала. 

— Да ведь как, ясный день! Кабы глаза-то хорошие были. Прежние. 

Пашка не находит что возразить, и разговор останавливается. За окном грохочет порожняком товарный поезд, и опять всё тихо. Кот спит, растянувшись на деревянном диване. Пашка тоже пытается подремать. Но у него ничего не выходит. 

— Ты чего, из «Победы», что ли? 

— С Назаровской,— охотно отзывается собеседница.— А родом-то с Ортемьева. Меня мама во мху на болоте родила. По клюкву-то утащилась одна, а домой — на тебе, обе-две! — Старушка рассмеялась, а Пашка даже подвинулся ближе... 

 

1. Докажите, опираясь на признаки текста, что перед нами текст. 

2. Выпишите из фрагмента примеры лексического повтора, служащего для связи предложений.

3. Выпишите из фрагмента примеры грамматического повтора, служащего для связи предложений. 

4. Приведите примеры семантических ассоциаций. 

5. Какие слова в тексте не соответствуют нормам литературного языка? С какой целью они употреблены? 

6. Какие из суждений соответствуют содержанию текста?

А) Действие фрагмента происходит летом.

Б) Поездов мало, и это радует уборщицу.

В) Пашка назвал жука котом.

Г) Пашка одет в чёрное полупальто и чёрные валенки.

Д) Машу Моховку мать родила на болоте.

Е) За окном проехал гружённый доверху товарный поезд.