М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Контрольная работа по теме "Средства художественной изобразительности". Демоверсия

БЛОК ПЕРВЫЙ. ТЕСТ

1. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет.

 1) Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс.

2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.

3) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова.

4) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (По С.А. Лубенец)

 

2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.

3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

4) Из крана бежала вода, а ветер выл в трубах и навевал грусть. 

 

3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора

1) Горизонт был весь в огне, и приближающиеся сумерки заставляли туристов торопиться.

2) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.

4) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

 

4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Да, тяжёлое, непростое ваше дело, и я не знаю пока, как вам выпутаться. 

2) Она выла ночами волчицей, а днём прыгала молодой кобылицей. 

3) Лес - точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный. 

4) Алина засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

 

5.  Укажите предложения, в которых используется антитеза. 

1)   Со временем я как-то привык к этому прозвищу. Начал даже задумываться: может, и правда в чём-то мы родственники со скворцом, что свистит со скворечника у нас на тополе.

2)  Он маленький, живёт в скворечнике на тополе, таскает к себе семена, гусениц — детей кормит. Я же, честно сказать, не очень занят работой по дому: только, может, иногда мама попросит пропылесосить ковёр или сходить за хлебом...

3)  Скворец может по-разному петь. Он и щёлкает, и свистит, и чуть ли не хрюкает, и даже по-петушиному может кукарекать!

4)  Не люби, богатый, – бедную, / Не люби, учёный, – глупую, / Не люби, румяный, – бледную, / Не люби, хороший, – вредную...

 

6. Укажите предложения, в котором средством выразительности является инверсия.

1) Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

2) Молчаливым и очень добрым человеком оказался хозяин дома. 

3) Я увидел Тобика после смерти Грина.

4) Это было под Москвой в дачной местности Переделкино.

 

БЛОК ВТОРОЙ. АНАЛИЗ ФРАГМЕНТОВ

7Выпишите из фрагмента романа в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” по одному примеру 

А) ассонансаБ) аллитерацииВ) метафоры, Г) перифразыД) эпитетаЕ) олицетворения, Ж) синекдохи, З) лексической анафоры. 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Храпит — и путник осторожный

Несётся в гору во весь дух;

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовёт его рожок;

В избушке распевая, дева 

Прядёт, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней. 

  

8Считается, что приведённое ниже стихотворение А.Т. Твардовского написано без использования художественных приёмов, “самым простым языком”. Тем не менее, попробуйте найти не менее пяти средств художественной изобразительности. 

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

 

 

9. «Прощай же, море! Не забуду / Твоей торжественной красы / И долго, долго слышать буду / Твой гул в вечерние часы» (А.С. Пушкин. “К морю”). Выпишите примеры А) ассонанса, Б) тропа (укажите троп), В) синтаксического приёма. 

 

10Из фрагмента поэмы В.В. Маяковского “Облако в штанах” выпишите не менее 10 примеров разных средств художественной изобразительности

Что же, и этого не хватит?

Скоро криком издерётся рот.

Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

И вот, —

сначала прошёлся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

чёткий.

Теперь и он и новые два

мечутся отчаянной чечёткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

Нервы —

большие,

маленькие,

многие! —

скачут бешеные,

и уже

у нервов подкашиваются ноги!

А ночь по комнате ти́нится и ти́нится, —

из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.

Двери вдруг заляскали,

будто у гостиницы

не попадает зуб нá зуб.