М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Задания по теме "Виды и структура произведений словесности"

1. Какой текст можно считать произведением словесности?

2. Определите жанры приведённых фрагментов нехудожественных текстов. Как вы определили жанр? 

А) 1. Установить штатную численность органов прокуратуры Российской Федерации в количестве 54 198 единиц, в том числе органов военной прокуратуры в количестве 3583 единиц, из них военнослужащих в количестве 2418 человек, гражданского персонала - 1165 человек.

2. Правительству Российской Федерации предусмотреть выделение Генеральной прокуратуре Российской Федерации бюджетных ассигнований из федерального бюджета, необходимых для реализации пункта 1 настоящего <...>.

3. Признать утратившим силу <...> Президента Российской Федерации от 3 октября 2022 г. N 699 "О штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" (Собрание актов законодательства Российской Федерации, 2022, N 41, ст. 7043).

4. Настоящий <...> вступает в силу со дня его подписания.

Б) Назначить Трофимову Александру Андреевну на должность заместителя начальника Главного управления общего образования с 01 ноября 2022 года бессрочно с окладом согласно заключённому трудовому договору. 

В) В связи с производственной необходимостью, а именно - открытием нового швейного цеха в городе Тверь и необходимостью наладки швейного оборудования, прошу рассмотреть вопрос о направлении в командировку мастера швейного цеха Кондратьева А.С. с 10 по 12 августа 2022 года. 

Г) Правительство Республики Буркина-Фасо в лице Министра иностранных дел Республики Буркина-Фасо выражает решительный протест действиям Чрезвычайного и Полномочного Посла Соединённых Штатов Америки в Республике Буркина-Фасо, направленным на вмешательство в суверенные права республиканских ведомств, отвечающих за проведение парламентских выборов в Республике Буркина-Фасо. 

Д) Друзья! Будьте осторожны: среди нас по школе бродит оборотень! Он имеет вполне обычный облик, практически неотличим от людей. Выдаёт себе фразой «Я вам Бобик, что ли?», которой как бы мотивирует отказ от выполнения любых предложений учителей. Причём сразу же после этих слов он старательно выполняет задание. Тем самым этот «небобик» пытается скрыть свою принадлежность к существам потустороннего мира. 

Е) Представленная статья посвящена новому и актуальному направлению - педагогическому менеджменту. В статье представлены наглядные примеры необходимости внедрения в современные образовательные учреждения методики управления образовательными процессами. 

3. Каковы критерии художественности текста? 

4. Распределите жанры по группам. Какой принцип распределения вы использовали?

Эпиграмма, роман, сказка, трагикомедия, очерк, поэма, частушка, элегия, повесть, водевиль, эклога, легенда, былина, дума, анекдот, мелодрама, мадригал, баллада. 

Группа 1 ____________ Группа 2 ____________ Группа 3 ____________ Группа 4 ____________
       

5. Определите жанр по фрагменту текста. Какие признаки жанра вы выделили?

А) В туманном сумраке окрестность исчезает...
Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;
Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,
Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Б) Жил-был царь Берендей до колен борода. Уж три года был он женат и жил в согласье с женою; но все им Бог детей не давал, и было царю то прискорбно.

В) Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?
А не то ступай во Новгород
И ударь о велик заклад,
Заложи свою буйну голову
И выряжай с прочих купцов
Лавки товара красного
И спорь, что в Ильмень-озере
Есть рыба — золоты перья.

Г) Глядися чаще в зеркала,
Любуйся милыми очами,
И света шумная хвала
С моими скромными стихами
Тебе покажутся ясней…

Д) Увидев верблюд козла, кой, окружен псами,
Храбро себя защищал против всех рогами,
Завистью тотчас вспылал. Смутен, беспокоен,
В себе ворчал, идучи: "Мне ли рок пристоен
5 Так бедный? Я ли, что царь скотов могу зваться,
Украсы рогов на лбу вытерплю лишаться?
Сколь теми бы возросла еще моя слава!"

Е) У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.