М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Оценка изложений и сочинений

Оценка изложений и сочинений

Изложение и сочинение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объём текста для подробного изложения:

    • в 5-6 классах – 150-200 слов,
    • в 7 классе – 200-250,
    • в 8 классе – 250-350,
    • в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. При оценке изложений и сочинений учитываются

1) полнота раскрытия темы (в изложении - ещё и умение передавать микротемы исходного текста);

2) правильность фактического материала (отсутствие фактических ошибок, обозначаемых на полях буквой Ф);

3) логичность и последовательность изложения мысли (отсутствие логических ошибок, обозначаемых на полях буквой Л);

4) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

5) соблюдение языковых (речевых и грамматических) норм (отсутствие речевых - Р - и грамматических - ГР - ошибок);

6) соблюдение орфографических и пунктуационных норм. 

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками:

    • первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение лексических норм и правил выбора стилистических средств),
    • вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. 

Подробные критерии выставления отметки за передачу содержания ИЗЛОЖЕНИЯ

Отметка "5"

    • Изложение полностью соответствует теме и идее исходного текста. 
    • Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 
    • Содержание работы излагается логично и последовательно. 
    • Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 
    • Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 
    • Допускается 1 негрубый недочёт в содержании и не более 1 речевого недочёта. 

Отметка "4"

    • Содержание работы в основном соответствует теме, однако имеются несущественные отклонения от темы. 
    • Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 
    • Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 
    • Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 
    • Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 
    • Допускается не более 2 негрубых недочётов в содержании и не более 3 речевых недочётов.

Отметка "3"

    • Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 
    • Работа достоверна в основном своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объём изложения составляет менее 70% исходного текста. 
    • Допущено нарушение последовательности изложения. 
    • Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 
    • Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 
    • Допускается не более 4 недочётов в содержании и не более 5 речевых недочётов.

Отметка "2"

    • Объём изложения ниже минимально допустимого при сохранении смысла исходного текста, либо объём достаточен, но изложение не соответствует исходному тексту. 
    • Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 
    • Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 
    • Нарушено стилевое единство текста.
    • Допущено 6 недочётов в содержании и не более 7 речевых недочётов.

Отметка "1"

    • Изложение полностью отсутствует, либо его объём ниже минимально допустимого, при этом смысл исходного текста искажён.
    • Допущено более 6 недочётов в содержании и/или более 7 речевых недочётов. 

Пять исправлений приравниваются к одной ошибке. Если объём изложения или сочинения ниже минимального, отметка за грамотность не может быть выше неудовлетворительной