М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Контрольная работа по разделу "Лексикология". Демоверсия

Каждый раздел оценивается отдельно. Задания раздела, выполненные без ошибок, оцениваются 100 баллами. Отсутствие ответа, ошибка в ответе, неполнота информации – минус 5 баллов.

«5» - 85-100 баллов

«4» - 65-80 баллов

«3» - 40-60 баллов

«2» - 10-35 баллов

«1» - менее 10 баллов


Раздел «Теория»

1. Чем c точки зрения лексикологии различаются пары слов «ключ – ключик» и «ключ – ключом»?

2. Что сохраняет слово при многозначности, но утрачивает при омонимии?

3. Как соотносятся денотат и сигнификат?

4. Что называют семой? Как связаны сема и морфема?

5. Что такое энантиосемия? Приведите примеры трёх слов с энантиосемией.

6. Является ли значение слова суммой значений составляющих его морфем? Аргументируйте ответ.

7. Перечислите признаки фразеологизма.  

8. Чем плеоназм отличается от тавтологии? Приведите примеры.

 

Раздел «Практика»

9. В каких предложениях выделенное слово употреблено ошибочно? Укажите номер предложения и запишите верный вариант на месте выделенного слова (полностью переписывать предложение не нужно).

1) Зимний лес поразил нас ЦАРСКОЙ красотой.

2) Очень ИСКУСНОЙ мастерицей была Марья.

3) Капли дождя всю ночь БАРАБАНИЛИ по крыше.

4) Бунин высоко ПЕРЕОЦЕНИЛ роман Алексея Толстого «Пётр Первый».

5) Быстро сбросив НАДЕТОЕ пальто, врач обратился к пациенту.

6) Весна на Дальнем Востоке очень РАЗЛИЧАЕТСЯ от весны в средней полосе России.

7) В этих отдалённых сёлах до сих пор используют ВЕТРЕНЫЕ мельницы.

8) ГУМАНИСТИЧЕСКИМ пафосом проникнуты труды французских философов-просветителей.

9) Российским миротворцам удалось прекратить ВОИНСКИЕ действия в горячей точке.

10) У нас в стране развиты ВОДЯНЫЕ виды спорта.

11) Снежные лавины ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ лыжников в горах.

12) Руководителю кафедры была ПРЕДСТАВЛЕНА вся затребованная им информация.

 

10. Запишите предложения, в которых допущены речевые ошибки, в исправленном виде. Укажите характер допущенных ошибок: нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, употребление слова без учёта его лексического значения, ошибка в употреблении фразеологизма, ошибка в употреблении паронима.

Образец:

99) Университет сыграл в моей жизни большое значение – 99) Университет сыграл в моей жизни большую роль. (Нарушение лексической сочетаемости)

1) Лишь по происшествии двух лет Софьин отец узнал, как всё было на самом деле.

2) На завершающем этапе монтажа телепередачи потребовалась коррекция временно́го хронометража.

3) Во время лекции мне всё же удалось спросить вопрос об отношении профессора Грановского к интерпретации крещения Руси в трудах Карамзина.

4) Внутренние интерьеры Екатерининского дворца поразили великолепием.

5) В июле месяце следующего года будем подавать документы в вузы.

6) Дорогу в школу он знал очень хорошо, как свои пальцы.

7) В своём стихотворении «Скифы» Александр Блок отразил вечное противостояние России и Запада.

8) Если хочешь узнать правду, выясни её собственноручно.

9) Очень трудными, даже непреодолимыми казались встретившиеся на пути в джунгли трудности, с которыми, однако, нам удалось справиться.

10) В тот момент Алексею Александровичу помогла его представительская внешность.

11) Виноград у нас очень вкусный – пальчики обгрызёшь.

12) Утренний рассвет на юге – очень живописное зрелище.

11. Соотнесите фразеологизмы и их значения: к каждой позиции левого столбца подберите позицию правого столбца. Ответ запишите девятью цифрами без пробелов и запятых.

Фразеологизм

Значение

А) Седьмая вода на киселе

0. Предмет всеобщих пересудов

Б) Собаку съесть

1. Недобросовестно, некачественно

В) Бить баклуши

2. Безделье, бессмысленное времяпрепровождение

Г) Задать перцу

3. Сокрушительная неудача

Д) Верста коломенская

4. Очень высокий человек

Е) Без царя в голове

5. Глупый, взбалмошный, безответственный

Ж) Притча во языцех

6. Отчитывать, бранить, распекать

З) Потерпеть фиаско

7. Быть экспертом в каком-либо деле

И) Лить крокодиловы слёзы

8. Очень дальнее родство

 

9. Сопереживать несчастью, виновником которого являешься сам

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Соберите шесть антонимических пар из данных прилагательных и запишите их в колонку. Учтите, что некоторые слова останутся без пары.

Мудрый, скромный, минорный, вечный, отличный, временный, эгоистичный, глупый, бесполезный, безрассудный, лидерский, замечательный, аутсайдерский, синий, альтруистический, нахальный, мажорный.