schoolexpert@yandex.ru
Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

Упражнения по теме "Фразеология"

1. Что изучает фразеология? Что такое фразеологизм? Чем фразеологизм отличается от свободного словосочетания? 

 

2Найдите среди словосочетаний фразеологизмы. Составьте и запишите с ними предложения. Определите синтаксическую роль фразеологизмов

Медвежья берлога, медвежья услуга, медвежья походка; золотые руки, золотые часы, золотые серьги; важная деталь, важная мысль, важная птица; выйти из комнаты, выйти из себя, выйти замуж; сбивать с толку, сбивать с дерева, сбивать с пути; белая синица, белая ворона, белая курица; куры не клюют, гуси не клюют, попугаи не клюют; водой не смоешь, водой не разольёшь, водой не намочишь; собаку покормить, собаку съесть, собаку погладить.

 

3. Выберите правильное значение фразеологизма:

 

1. Что означает фразеологизм «Сизифов труд»?

 А. лень

 Б. тяжёлая и бессмысленная работа

 В. лёгкая работа, не требующая больших усилий

 

2. Что означает фразеологизм "Троянский конь"?

 A. желанный подарок

 Б. вещь, поразившая воображение

 B. подарок с подвохом

  

3. Что означает фразеологизм "ни кола ни двора"?

A. успех в каком-либо деле

Б. нечто неопределённое, ни то ни сё

B. отсутствие имущества

 

4. Что означает фразеологизм "Танталовы муки"?

A. осознание бессилия, невозможности достичь желаемого

Б. муки от боли

В. сострадание к обездоленным

 

5. Что означает фразеологизм "между Сциллой и Харибдой"?

A. безвыходное положение

Б. то же, что погнаться за двумя зайцами

B. заманчивое предложение с одной и с другой стороны

 

6. Что означает фразеологизм "плыть по течению"?

А. ложно обещать что-либо

Б. покоряться судьбе, не прилагая усилий

В. возвращаться в исходное положение

 

7. Что означает фразеологизм "Ахиллесова пята"?

А. один из талантов человека

Б. сильно выраженное качество характера

В. уязвимое место

 

8. Что означает фразеологизм "закинуть удочку"?

A. начать рыбалку

Б. бросить работу

B. разведать информацию 

 

9. Что означает фразеологизм "держать камень за пазухой"?

A. испытывать неудобства 

Б. быть готовым к нападению со стороны кого-либо

B. таить обиду, злобу на кого-либо 

 

10. Что означает фразеологизм "яблоко раздора"?

A. повод к ссоре, к конфликту

Б. предмет, привлекательный для нескольких человек

B. то, что помогает избежать конфликта

 

4Измените предложения, употребив в них некоторые перечисленные фразеологизмы. Запишите полученный вариант предложений.

Фразеологизмы: правая рука (кого, чья); язык без костей (у кого); водить за носводой не разольёшь (кого); как две капли воды; мастер на все руки; семь пятниц на неделе (у кого); и в ус не дуть; держать нос по ветру; (не) держать язык за зубами; как снег на голову; лить воду на мельницу (кого-либо). 

А) На него положиться нельзя: он очень часто меняет своё мнение

Б) Кругом все переполошились, а она не обращает внимания ни на что

В) Секретарь - главный и незаменимый помощник директора.

Г) Братья очень похожи друг на друга.

Д) Гости приехали так неожиданно, что мы в первую минуту даже растерялись.

Е) Этому человеку нельзя доверять секреты: он обязательно всё разболтает.

Ж) Вот уже двадцать лет они неразлучные и верные друзья.

З) Обычно он много болтает

И) Отец умеет делать по дому абсолютно всё, все соседи обращаются к нему с просьбами или за советом.

К) Этот беспринципный человек нигде не пропадёт: он всегда умеет приспособиться к обстоятельствам

 

5Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Запишите исправленный вариант предложений.

1. Это предложение мне совсем не по душе.

2. Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

3. Он сумел скрыть свои недостатки, сумел взять в руки волю и желание.

4. Не стоит откладывать важные дела в большой ящик. 

5. Ему везёт: что бы он ни натворил, ему всё сходит с рук.

6. Народ уже не верит политикам, сыплющим бисером красивые фразы.

7. В этих событиях важную скрипку играют военные.

8. Она знает город как свои пять пальцев.

9. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.

10. Даю голову на отсечение, что мы справимся с этой работой.

11. Работу необходимо закончить в срок - хоть кровь из носу!

12. Он не упал лицом в грязь и успешно сдал экзамены.

13. Они долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

14. Он согласился на это невыгодное предложение скрипя сердцем.

15. Завершая концерт, хор спел лебединую песню.

16. Все её ругали на чём свет стоял.

17. Пора уже тебе взяться за свой ум.

18. Он постоянно сидит сложив руки.

19. Ничего не получается - хоть бейся головой об стенку.

20. Львиная часть работы уже выполнена.

21. У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

22. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

23. Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.

24. Записная книжка как сквозь землю провалилась.

6. Восстановите недостающие элементы во фразеологизмах.  

Без ... (кого?) в голове; 

... носа не подточит;

... на губах не обсохло;

как ... в воде;

делать из ... слона;

когда ... на горе свистнет;

... (кому?) на смех;

ни в ... ногой;

как ... на сене;

биться как ... об лёд;

... (кого?) съел;

... отпущения;

стреляный ...;

как ... в бочке;

куда ... костей не заносил;

как угорелая ...;

посыпать ... (что?) пеплом;

работал до ... (какого?) пота;

дразнить ... (кого?);

пустить ... (кого?) в огород;

делить шкуру неубитого ...;

не в ... (кого?) корм;

куда Макар ... не гонял;

подложить ... (кого?);

 

без ... (чего?) неделя;

как ... (кому?) дробина;

писать как ... лапой. 

 

 

7. А) Перепишите предложения, вставляя буквы и знаки препинания.

   Б) Выделите основы в каждом предложении.

   В) Выпишите все фразеологизмы, встречающиеся в предложениях.

1. Едва Чичиков вступил в тёмные широкие сени пр..строе..ые (кое)как на него пове..ло холодом как из погреба.

2. Из сеней он попал в комн..ту со спуще..ыми шторами чуть озарё..ую светом восходящим к потолку.

3. Ра..пахнувши дверь он был пораж.н пр..дставшим бе..порядком.

4. К..залось будто в доме происходило мытьё полов и все вещи снесли сюда и нагр..м..здили как попало.

5. На одном столе стоял даже слома..ый стул и здесь же - часы с ост..новившимся маятником к которому паук уже пр..ладил пр..чудливую п..утину.

6. Тут(же) стоял шкаф со стари..ым серебром графинч..ками и пр..восходным китайским фарфором пр..обретё..ым бог весть когда.

7. На бюро выложе..ом (не)когда п..рламутровою мозаикой лежало пр..великое множество всякой всяч..ны куча испещрё..ых мелким поч..рком бумаж..к накрытых мраморным позеленевш..м пре(с,сс)ом с руч..кой какая(то) стари..ая книга в кожа..ом переплёте высохший лимон ростом с лесной орех отломле..ая руч..ка давно разв..лившихся кресел рюмка с какой(то) (не)пр..влекательной жидкостью и тремя мухами кусоч..к где(то) поднятой тряпки да два пера испачка..ые чернилами.

8. В довершени.. этого стра..ого интерьера по стенам было весьма тесно и бе..толково навеша..о несколько картин.

9. В брич..ке с..дел господин (н..)красавец но и (н..)дурной наружности (н..)слишком толст (н..)слишком тонок нельзя сказать что(бы) стар однако(ж) и (н..)так чтобы слишком молод.

10. Есть род людей извес..ных под именем: люди так себе н.. то н.. сё н.. в городе Богдан н.. в селе Селифан.

 

(По Н.В. Гоголю)

 

 Частично использованы материалы https://infourok.ru/material.html?mid=182318