М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Контрольная работа по разделу "Морфемика и словообразование". Демоверсия

Блок первый. Теория

Задания первого блока, выполненные без ошибок, оцениваются 100 баллами. За каждое ошибочное суждение или отсутствие ответа вычитается 10 баллов.

«5» - 81-100 баллов. «4» - 61-80 баллов. «3» - 41-60 баллов. «2» - 10-30 баллов. «1» - менее 10 баллов

  1. Что называют морфемой? Чем морфема как минимальная единица языка отличается от звука?
  2. Как называется корень, который может употребляться самостоятельно или в сочетании с флексией?
  3. Какая морфема служит для образования новых слов в рамках одной части речи?
  4. Каким общим термином обозначаются морфемы, не входящие в основу слова?  
  5. Приведите два-три примера омонимичных морфем.
  6. Приведите два-три примера антонимичных морфем.
  7. Что называют транспозицией?
  8. Выпишите только те суждения, которые не соответствуют действительности. Сформулируйте верное суждение вместо неверного. Проиллюстрируйте свои ответы примерами. Обратите внимание на образец выполнения задания. 

А) В словах разуться и подъём связанные корни.

Б) В словах стол и (много) школ отсутствует окончание.

В) Бывают прилагательные без окончаний.

Г) Слово стук образовано бессуфиксным способом.

Д) Слово совхоз образовано способом сложения основ.

Е) Препозиционализация – это переход других частей речи в разряд прилагательных.

Ж) В словах лисичка (маленькая лиса) и лисичка (гриб) один и тот же корень.

Образец выполнения задания 8:

Щ) Однородные определения разделяются запятыми.

Суждение верное, поэтому в тетрадь не выписывается и не комментируется.  

Ъ) Неоднородные определения разделяются запятыми.

Ответ ученика: Ъ. Неверно. Запятыми разделяются однородные определения, а неоднородные не разделяются. Пример: удобный, широкий стол (однородные); удобный кухонный стол (неоднородные).

 

Блок второй. Практика

 

Задания второго блока, выполненные без ошибок, оцениваются 100 баллами. За каждую ошибку при выделении морфем, определении способа словообразования или отсутствие ответа вычитается 5 баллов.  

«5» - 81-100 баллов. «4» - 61-80 баллов. «3» - 41-60 баллов. «2» - 10-30 баллов. «1» - менее 10 баллов

 

  1. Морфемика. Разберите слова по составу.

Бессонница, замкнулся, возрождение, солнце, кафе, синий, рвение, волчий, трудолюбие, поприоткрывали, пылающий, сестрицын, расследовать, немедленно, отметив.

 

 10.Словообразование. Выпишите слова, выделенные подчёркиванием, укажите способ их образования.  

Кто ошибётся, кто угадает –

Разное счастье нам выпадает.

Часто простое кажется вздорным,

Чёрное – белым, белое - чёрным.

 

Мы выбираем, нас выбирают,

Как это часто не совпадает!

Я за тобою следую тенью,

Я привыкаю к несовпаденью.

 

Я привыкаю, я тебе рада!

Ты не узна́ешь, да и не надо!

Ты не узна́ешь и не поможешь,

Что не сложилось – вместе не сложишь!

 

Счастье – такая трудная штука:

То дальнозорко, то близоруко.

Часто простое кажется вздорным,

Чёрное – белым, белое – чёрным.

(Михаил Танич)

 

11. Этимология. Прочитайте текст. Что мог ответить Насте Вова? Являются ли родственными слова плотник и плот? Аргументируйте ответ. 

Вова увлечённо строгал доски рубанком: решил построить своему Шарику добротную конуру. Стоявшая рядом и собиравшая стружки Настя сказала:

– Вова, теперь ты у нас плотник. Значит, и плот можешь сделать, чтобы на озере покататься.

– А при чем здесь плот?

– Ну как же: плоты делает плотник, поэтому он так и называется. Так же, как пашет пахарь, косит косец!