schoolexpert@yandex.ru
Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

Морфемика. Словообразование

Морфемика (от греч. morphe - форма) - раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфемика решает два вопроса: 1) как классифицируются морфемы и 2) как слово членится на морфемы. 

Морфема - минимальная значимая единица языка, значимая часть слова (минимальной, но незначимой языковой единицей, напомним, является звук). Иными словами, морфема имеет и звучание, и значение.

Морфемы делятся на корневые и некорневые (аффиксальные). 

Корень - общая часть родственных слов; обязательная часть слова. Именно корень является носителем основного лексического значения. Слов без корня нет. Служебные слова (например, от, если. ведь), междометия (ах, алло, ура), некоторые наречия (очень), а также неизменяемые существительные (кафе, метро) состоят только из корня.

Если корень употребляется самостоятельно или в сочетании с флексией, то он называется свободным. Свободные корни мы видим, например, в словах дом, школа, идти.

Корни, употребляемые только с приставками и/или суффиксами, называются связанными: обуть, надеть, подъём

К аффиксальным морфемам относят приставки, суффиксы, окончания и формообразующие суффиксы. Последние две морфемы не входят в основу слова и называются общим термином флексии

Приставка (префикс) - морфема, находящаяся перед корнем и служащая для образования новых слов в рамках одной части речи: прибежал - убежал - забежал; надстройка - перестройка - застройка

Суффикс - морфема, стоящая после корня перед флексией, указывающая, как правило, на часть речи и/или на элемент значения слова: учить - учитель - учительница; тигр - тигрёнок; чайный - чайник

Постфикс - морфема, стоящая после флексии: улыбаешься, что-либо. В школьной практике изучения морфемики допустимо обозначать постфикс как суффикс. 

К флексиям относят окончание и формообразующий суффикс. 

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая есть только у изменяющихся слов. Нет и не может быть окончаний у наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, у инфинитива и деепричастия, а также у служебных частей речи. Окончания как правило, несут грамматическое значение рода, числа, падежа, лица. Если морфема выражает хотя бы одно из перечисленных грамматических значений, то она является окончанием. В сложных существительных и числительных выделяют два окончания: двумстам, диваном-кроватью

Формообразующий суффикс вид флексии, служащий для образования форм слова. В отличие от окончаний, формообразующие суффиксы служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения, залога. В слове пис-а-вш-ий две флексии: окончание -ий и формообразующий суффикс -вш-, указывающий на действительный залог и прошедшее время. То же наблюдаем в слове пис-а-л-а: формообразующий суффикс -л- и окончание . Как и окончание, формообразующий суффикс не входит в основу

Флексия может быть формально не выражена, в этом случае мы имеем дело с нулевой флексией, или значимым отсутствием морфемы, несущим информацию о грамматической форме слова. Например, в слове дом нулевое окончание указывает на мужской род, именительный или винительный падеж, а в слове читал нулевое окончание указывает на мужской род. 

Основа - обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий его лексическое значение; это часть слова без флексий. 

Следует особо отметить, что в глаголах выделяют две модификации основы: 1) основу инфинитива и 2) основу настоящего/будущего времени.

Основа инфинитива определяется путём отделения формообразущего суффикса -ть, -ти или -чь:

слыша-ть, помо-чь, вез-ти, работа-ть.

Основа настоящего/будущего времени определяется по форме третьего лица множественного числа:

слыш-ат, помог-ут, вез-ут, работаj-ут.

При соединении морфем используеются интерфиксы. По поводу этой группы соединительных элементов в науке нет единого мнения, нет даже единой позиции по поводу того, называть ли их морфемами. Чаще всего к интерфиксам (их называют интерфиксы первой группы) относят соединительные гласные: пар-о-ход, сам-о-лёт, солнц-е-стояние, шест-и-этажный. 

Относительно интерфиксов второй группы существуют разные точки зрения. К ним относят вставляемые между корнем и суффиксом согласные: жи-л-ец, пе-в-ец, стул-ь-я (ь=[j]), мат-ер-и, чуд-ес-а. Возникновение этих "согласных-прокладок" вызвано явлениями исторической фонетики и грамматики. Преобладающая точка зрения такова: в большинстве случаев интерфиксы второй группы относят к части суффикса: пе-вец; в словах, происходящих от старославянского пятого склонения (мать - матер-и, чудо - чудес-а) вставные элементы считаются наращением корня. 

Морфемы, как и другие языковые единицы, вступают друг с другом в системные отношения. Эти отношения могут быть омонимичными, синонимичными или антонимичными. 

Омонимичными называют морфемы, совпадающие по звучанию-написанию, но различающиеся по значению. В первую очередь, это корни слов-омонимов: гриф (птица; часть струнного инструмента; штемпель), мир (отсутствие войны; земля, свет). Префиксальные омонимы: с- (значение "вниз" - с-прыгнуть; значение "результат действия" - с-делать), про- (значение "полнота выполнения действия" - про-смотреть, про-читать; значение "вместо", "за" - про-ректор). Суффиксальные омонимы: -тель- (значение "прибор" - нагрева-тель, выключа-тель; значение "лицо, производящее действие" - учи-тель, води-тель). 

Синонимичными являются морфемы, разные по написанию и звучанию, но имеющие близкое значение. Синонимичные корни, разумеется, встречаются в словах-синонимах: говор-ить, бесед-овать; спеш-ить, тороп-иться; муж, супруг. Синонимичные приставки: из-гнать, вы-гнать, про-гнать. Синонимичные суффиксы, например, -тель, -ец, -щик со значением "лицо, производящее действие": чита-тель, чт-ец; жи-тель, жи-л-ец; смотри-тель, надсмотр-щик

Антонимичными чаще всего, кроме корней слов-антонимов, бывают приставки: при-ехать, у-ехать; во-йти, вы-йти; при-вык, от-вык; под-земный, над-земный. Антонимичными являются также суффиксы с противоположным значением: нож-к-а, нож-ищ-а

Внимательный анализ слова необходим прежде всего там, где одинаковость звучания и написания слова не совпадает с одинаковостью морфемной структуры: точ-к-а (от "точить") и точк-а ("знак препинания"), лис-ичк-а ("маленькая лиса") и лисичк-а ("гриб"), с-пе-ть (от "петь") и спе-ть ("зреть"), печь ("печка") и пе-чь ("выпекать"). 

============================================================ 

Словообразование - это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс. Новые слова образуются несколькими способами

1. Приставочный способ: переделать ← делать; полуботинки ← ботинки; небольшой ← большой.

2. Суффиксальный и суффиксально-постфиксальный способ: домик ← дом; синева ← синий; гордиться ← гордый. 

3. Постфиксальный способ (может рассматриваться как вариант суффиксального): бриться ← брить. 

4. Приставочно-суффиксальный: подземный ← земля; подстаканник ← стакан; прибрежный ← берег. 

5. Приставочно-постфиксальный (может рассматриваться как вариант приставочно-суффиксального): разбежаться ← бежать. Одновременное присоединение приставки и суффикса/постфикса называется конфиксацией

6. Бессуффиксный способ (в науке является разновидностью суффиксального, так как используется нулевой суффикс): бег ← бежать; слух ← слушать. 

7. Аббревиация - сокращение исходных слов до первых букв или начальных и/или конечных частей: МИД ← Министерство иностранных дел; вуз ← высшее учебное заведение; обком ← областной комитет; колхоз ← коллективное хозяйство; торгпредство ← торговое представительство.

8. Сложение основ: тёмно-красный, лесостепь, многоуважаемый

9. Сложение слов: диван-кровать, нижеподписавшиеся, сегодня

10. Транспозиция, или переход из одной части речи в другую:

а) субстантивация (переход прилагательных, причастий, числительных и др. частей речи в разряд существительных): столовая в школе, домашняя гостиная, навестить больного в госпитале, трое в лодке, заведующий складом;

б) адъективация (переход причастий в разряд прилагательных): блестящий ответ, приподнятое настроение;

в) вербализация (переход в разряд глаголов - чаще всего междометий): Татьяна ах! а он реветь (А.С. Пушкин);

г) адвербиализация (переход в разряд наречий): увидимся утром, получить даром;

д) препозиционализация (переход в разряд предлогов): благодаря помощи, в течение часа;

е) интеръективация (переход слов и словосочетаний в разряд междометий): батюшки! караул! вот оно что!