schoolexpert@yandex.ru
М.В. Осмоловский и И.Ю. Осмоловская

Упражнения по словообразованию

СЗ1. Укажите исходное слово и способ словообразования.

    Образец: мягкость - мягкий, суффиксальный

Постепенно, сегодня, подземный, долголетие, ГБОУ, рост, вуз, уверенно, вышеупомянутый, приезд, небрежность, словосочетание. 

 

СЗ2. Перепишите текст, вставляя, где это необходимо, буквы и знаки препинания. Выпишите все производные слова, указывая исходное слово и способ словообразования. Какие слова вы не выписали? Почему?

(1) Твёрдость в главном соч..талась у Фета с уд..вит..льной прот..воречащ..й его характеру поклад..стостью в час..ностях хотя их (не)бывает в поэзии. (2) Он писал стихи без помарок и черновиков они у него вып..вались из груди как песня у птицы. (3) Но Тургенев требовал яс..ности логики и Фет безропотно вносил поправки портя свои стихи и изредк.. обл..гчая душу кроткой жалобой.

(4) В одной груб..ватой оболоч..ке уж..вались два разных человека поэт Фет слыш..вший музыку сфер отвлеч..нный доверчивый мягкий и помещ..к Шеншин ра..ч..тливый прижимистый хозяин опытный земл..владелец барин.

(По Юрию Нагибину)

 

СЗ3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выпишите из предложений все производные слова. Выделите в них морфемы, укажите исходное слово и способ словообразования. 

(1) Слегка шумя своею белою бальною робой убранною плющом и мохом и блестя белизною плеч глянцем волос и бриллиантов она прошла между расступившимися мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана полных плеч очень открытой по тогдашней моде груди и спины и как будто внося с собою блеск бала подошла к Анне Павловне. 

(2) Во всё время рассказа она сидела прямо посматривая изредка то на свою полную красивую руку которая от давления на стол изменила свою форму то на ещё более красивую грудь на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье поправляла несколько раз складки своего платья и когда рассказ производил впечатление оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение которое было на лице фрейлины и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке. (Л.Н. Толстой)

 

СЗ4Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Выпишите все производные слова, укажите исходное слово и способ словообразования.

Образец: подстаканник ← стакан, приставочно-суффиксальный.

Павел Петрович (н..)долго пр..сутствовал при беседе брата с управляющим который на все зам..чания Николая Петровича ст..рался пр..дставить мужиков пьяницами и ворами. (Н..)давно заведё..ое на новый лад хозяйство скрипело как (не)маза..ое колесо трещало как домодела..ая мебель из сырого дерева. Николай Петрович (не)даром частенько вздыхал и задумывался он чу..ствовал что без денег дело (н..)пойдёт а деньги у него почти все перевелись.

(Н..)раз Павел Петрович медле..о подходил к Николаю Петровичу (не)знавш..му как извернут..ся и давал ему денег. Но в этот день у него самого (н..)чего не было и он пр..дпочёл удалит..ся. Хозяйстве..ые дрязги наводили на него тоску (при)том ему постоя..о к..залось что Николай Петрович (не)смотря на всё своё рвение и труд..любие не так пр..н..мает..ся за дело как(бы) следовало; хотя указать в чём ошибается Николай Петрович он (не)сумел бы.

(По И.С. Тургеневу)

 

СЗ5. Укажите неверные утверждения и исправьте их:

а) Морфемика изучает состав и строение слова.

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание.

в) Окончание является формообразующей морфемой.

г) В русском языке существует один тип основы - производная.

д) Приставки могут быть синонимичными.

е) Суффиксы -тель, -ец и -ость обладают значением лица, названного по профессии.

ж) В слове "издалека" нет и не может быть окончания.

з) Слово "издалека" образовано приставочно-суффиксальным способом.

и) Адвербиализация - частный случай транспозиции.

к) Существительные не могут переходить в разряд междометий. 

 

СЗ6Вставьте пропущенные в словообразовательной цепочке слова:

А) … → прилить → приливать → прилив.

Б) … → клёв.

В) … → небольшой.

Г) Трава → … → травянистый.

Д) … → … → шахматистка.

 

СЗ7. Восстановите словообразовательную цепочку. В скобках указано общее количество слов в цепочке, включая данное в упражнении. 

По-городскому ← (3)

Подарочный ← (4)

Лекарственный ← (4)

Овчинка ← (3)

Священник ← (4)

Ослабевающий ← (6)

Беспричинно ← (3)

Победительница ← (4)

Нянчиться ← (4)

Озеленение ← (4)

 

СЗ8Составьте предложения с каждым из слов, которые образованы при помощи транспозиции. Укажите синтаксическую роль этих слов. При составлении предложений можно менять род, падеж и число данных слов. 
Образец: Рабочий день начинается в восемь часов. Рабочий фабрики выдвинул рационализаторское предложение.

Ванная, столовая, больной,  холостой, будущее, детская, выходной, контрольная, мороженое, лёгкие. 

 

СЗ9. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор данных слов.

Перебежать, бег, десантник, сотрудник, бесцельный, уцелеть, лесовоз, леспромхоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелёт, издалека, быстро, по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

 

СЗ10Прочитайте текст и выполните задания.


Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
                                                                                                                                                                                                         (Н.В. Гоголь)

 1. Из выделенного предложения выпишите:

 а) слова, не имеющие окончания; 
 б) слова с нулевым окончанием; 
 в) слова с формально выраженным окончанием. 
 

2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.