М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Обобщение курса русского языка

ОКР1. Выполните фонетическую транскрипцию текста. Разберите все слова по составу. Укажите части речи над каждым словом. Разберите все предложения синтаксически. 

1. Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая, сладкая-пресладкая.

2. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может.

3. Обидно стало старику, и позвал он на помощь бабку.

4. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

5. Позвала бабка внучку, ухватились за репку - ничего не получается!

6. Прибежала Жучка, но и с её помощью не смогли вытащить репку. 

7. Тогда Жучка попросила прийти кошку.

8. Взялись все дружно за хвост репки - снова ничего не получается! 

9. Позвала, наконец, кошка мышку, взялись все друг за друга и вытащили репку!

 

ОКР2. Перепишите предложение, расставляя знаки препинания. Выполните задания, связанные с данным предложением.

В самом деле выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека но это страшно несправедливо и обидно для зверей зверь никогда не может быть так жесток как человек так артистически так художественно жесток. (Ф.М. Достоевский, "Братья Карамазовы")

1. Затранскрибируйте слова выражаются, несправедливо, жестокость

2. Выпишите из предложения в виде транскрипции слово, в котором звуки, обозначаемые буквой О, подвергаются редукции первой и второй степени.  

3. Выпишите из предложения слово, в котором наблюдается ассимиляция по мягкости. 

4. Разберите по составу слова обидно, артистически, художественно. 

5. Каким способом образованы слова несправедливо, выражаются, обидно

6. Укажите постоянные и непостоянные морфологические признаки слов (для) зверей, жесток, выражаются

7. Какие слова в данном предложении относятся к категории состояния? 

8. Какими частями речи в данном предложении являются слова про, но, страшно, так

9. Укажите пункты, в которых дана верная характеристика правописания слов:

А) ВЫРАЖАЮТСЯ - в сочетании -ТСЯ не пишется мягкий знак, так как глагол стоит в форме третьего лица.

Б) НЕСПРАВЕДЛИВО - краткие прилагательные пишутся с НЕ так же, как и с полными.

В) НИКОГДА - в отрицательном местоименном наречии в безударном положении пишется НИ. 

Г) ХУДОЖЕСТВЕННО - в наречии пишется столько же Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

Д) ЧЕЛОВЕК - в корне слова все безударные гласные являются непроверяемыми.

Е) (в самом) ДЕЛЕ - в существительных 1-го склонения в форме предложного падежа пишется Е. 

 

ОКР3.  Перепишите предложение, расставляя знаки препинания. Выполните задания, связанные с данным предложением.

Я шёл по знакомым улицам и всё было очень похоже на действительность и ничто однако не могло мне доказать что я не мёртв и что это не загробная грёза и видя себя со стороны тихо идущим по панели я умилялся и робел как ещё неопытный дух глядящий на жизнь взглядом чем-то знакомого ему человека. (В.В. Набоков, "Соглядатай")

  1. Затранскрибируйте начало предложения до слова "грёза" включительно. 
  2. Выпишите из предложения слово(-а), в котором(-ых) наблюдается ассимиляция по глухости. 
  3. Выпишите из предложения слово(-а), в котором(-ых) наблюдается диссимиляция.
  4. Выпишите из предложения слово(-а), в котором(-ых) наблюдается оглушение.
  5. В каком из перечисленных слов НЕТ лабиализации согласных: шёл, знакомым, похоже, могло, однако, что, грёза
  6. Разберите по составу слова ничто, могло, загробная
  7. Каким способом образованы слова похоже, действительность, ничто, взглядом, чем-то
  8. Выпишите из предложения все местоимения и укажите их разряды. 
  9. Укажите пункты, в которых дана верная характеристика правописания слов:

А) ШЁЛ - написание Ё после шипящего объясняется чередованием в корне Е/Ё

Б) НИЧТО - отрицательные наречия пишутся слитно с НИ

В) ПО ПАНЕЛИ - в существительных 3 склонения в форме предложного падежа пишется окончание -И

Г) ЧЕМ-ТО - постфиксы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТАКИ, -КА пишутся через дефис. 

Д) ИДУЩИМ - правописание окончания причастия проверяется вопросом (каким?).

Е) ДОКАЗАТЬ - написание гласной во втором слоге проверяется ударением. 

 

 

ОКР4.  Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выполните задания, связанные с данными предложениями.

Алексей Александрович думал и говорил что ни в какой год у него не было столько служебного дела как в нынешний но он не сознавал того что он сам выдумывал себе в нынешнем году дела что это было одно из средств не открывать того ящика где лежали чувства к жене и семье и мысли о них и которые делались тем страшнее чем дольше они там лежали. От этого-то и было в выражении лица Алексея Александровича что-то гордое и строгое, когда у него спрашивали про здоровье его жены. (Л.Н. Толстой, "Анна Каренина"

Блок "Орфография"

Укажите через запятую пункты, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение правописания слова.

А) НИ В КАКОЙ — раздельное написание местоимения с НИ объясняется наличием предлога

Б) В НЫНЕШНЕМ (ГОДУ)  в прилагательных мужского рода в форме предложного падежа пишется окончание -ОМ/-ЕМ

В) СОЗНАВАЛ — в корне слова пишется безударная А, проверяемая ударением

Г) В ВЫРАЖЕНИИ — в существительных третьего субстантивного склонения в косвенных падежах пишется окончание -И

Д) ЗДОРОВЬЕ — написание З объясняется соседством с буквой, обозначающей звонкий согласный звук

Е) ЧУВСТВА — в данном слове пишется непроверяемая непроизносимая согласная 

Ж) ЯЩИКА — в слове пишется суффикс -ИК, так как при склонении гласная суффикса не выпадает 

З) ДОЛЬШЕ — в наречии в форме сравнительной степени пишется суффикс -Е 

И) ЧТО-ТО — в относительных местоимениях постфикс -ТО пишется через дефис

 

Блок "Фонетика"

1Ф. Затранскрибируйте второе предложение. 

2Ф. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) наблюдается ассимиляция по глухости.

3Ф. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) наблюдается ноль звука.

4Ф. Выпишите в форме транскрипции только те слова, в которых есть лабиализация согласных: думал, говорил, год, столько, служебного, чувства?

5Ф. В каких словах наблюдается диссимиляция: что, служебного, нынешнем, строгое, жены?

6Ф. В каких словах гласные НЕ подвергаются редукции втрой степени: Алексей, думал, говорил, дела, лежали, здоровье

 

Блок "Морфемика и словообразование"

1МС. Каким способом образованы слова служебного, нынешнем, страшнее?

2МС. Выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) постфиксальным способом. 

3МС. Выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) приставочно-суффиксальным способом.

4МС. Разберите по составу слова страшнее и выражение

 

Блок "Морфология"

1М. Какими частями речи являются слова гордое и строгое во втором предложении? Каким способом образованы эти слова?  

2М. Выпишите из предложений все местоимения и укажите их разряды.

3М. Выпишите из второго предложения модальную усилительную частицу. 

 

ОКР5.  Затранскрибируйте предложение. Выполните задания, связанные с данным предложением. 

Так он назвал одну из лучших своих тростевых кукол: нежное бледное лицо, плавный жест, слишком длинные по отношению к маске, тонкие пальцы и фантастическая подвижность узких чёрных глаз — за счёт игры света при скупых поворотах головы. (Дина Рубина, "Синдром Петрушки")

Блок "Орфография"

Укажите через запятую пункты, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение правописания слова.

А) ЛИЦО — в корне слова безударная чередующаяся гласная. 

Б) ДЛИННЫЕ  написание НН определяется стыком корня и суффикса. 

В) К МАСКЕ — в существительных первого субстантивного склонения в форме предложного падежа пишется окончание -Е. 

Г) ФАНТАСТИЧЕСКАЯ — во втором слоге пишется безударная проверяемая А. 

Д) ЧЁРНЫХ — написание Ё объясняется ударным положением гласной после шипящей. 

Е) ЗА СЧЁТ — существительное с предлогом пишется раздельно. 

Ж) ГОЛОВЫ — написание гласных в корне слова объясняется правописанием полногласных сочетаний.

 

Блок "Фонетика"

1Ф. В каких словах не наблюдается качественная редукция гласных: назвал, лицо, плавный, слишком, узких, света, головы

2Ф. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) наблюдается ассимиляция по мягкости.

3Ф. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) наблюдается ассимиляция по глухости.

4Ф. Выпишите только те слова, в которых есть лабиализация согласных: одну, лучших, своих, бледное, головы?

5Ф. В каких словах наблюдается диссимиляция: лучших, кукол, за счёт, узких, чёрных, игры?

 

Блок "Морфемика и словообразование"

1МС. Каким способом образованы слова тростевых, подвижность, поворотах?

2МС. Разберите по составу слова назвал, кукол и подвижность

 

Блок "Морфология"

1М. Какими частями речи являются слова одну и за счёт? Каким способом образованы эти слова?  

2М. Выпишите из предложения все прилагательные и укажите их разряды.

3М. Выпишите из предложения наречие, обозначающее признак признака.