М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Контрольная работа по разделу "Синтаксис и пунктуация". Демоверсия

Контрольная работа по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 0 (демоверсия)

Раздел «Теория»

Если в разделе «Теория» все задания выполнены без ошибок или с одной ошибкой, то выставляется отметка «5». При наличии 2-4 ошибок выставляется отметка «4». При наличии 5-7 ошибок выставляется отметка «3». При наличии 8 и более ошибок выставляется отметка «2».

  1. В школьной грамматике словосочетанием называют… (выберите один вариант)

А) любое сочетание слов на основе подчинительной или сочинительной связи;

Б) сочетание двух знаменательных слов на основе подчинительной связи;

В) сочетание трёх и более знаменательных слов на основе подчинительной связи;

Г) сочетание нескольких знаменательных или служебных слов на основе подчинительной связи;

Д) сочетание нескольких знаменательных или служебных слов на основе сочинительной связи;

Е) любое сочетание слов на основе только подчинительной связи.

 

  1. Какие сочетания слов НЕ являются словосочетаниями? (выберите один или несколько вариантов)

А) сочетание глагола и существительного на основе подчинения в косвенном падеже, например, объехавший полмира;

Б) сочетание подлежащего и сказуемого, например, ты войдёшь;

В) фразеологизмы, например, спустя рукава;  

Г) синтаксически слитные сочетания, например, железная дорога;

Д) сочетание наречия меры и степени с прилагательным, например, весьма успешный;

Е) сочетания с обособленным членом, например, иду, размышляя.

 М.В. Осмоловский

  1. Если в словосочетании связь выражена лексически, но не грамматически, то… (укажите только пункт)

А) мы имеем дело с управлением;

Б) мы имеем дело с примыканием;

В) мы имеем дело с согласованием;

Г) мы имеем дело с сочетанием слов, не являющимся словосочетанием.

 

  1. Если в предложении только один главный член, то такое предложение называется…
  2. Если в предложении есть подлежащее, но нет сказуемого, то такое предложение является…
  3. «Хочу бегать», «можешь бегать», «буду бегать», «продолжаю бегать», «отправляюсь бегать». Выпишите только то сочетание, которое является простым глагольным сказуемым.
  4. На качества, свойства и признаки предмета указывает такой член предложения, как…
  5. Какой знак препинания ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами?
  6. Определение, выраженное существительным, называется…
  7. Исправьте неверные суждения (укажите пункт неверного суждения и запишите его в правильной версии).

А) По способу соединения частей сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Б) Связь частей сложносочинённого предложения может быть выражена частицей же.

В) Тире и двоеточие могут разделять части сложноподчинённого предложения.

Г) Второстепенный член предложения может быть одновременно определением, обстоятельством и дополнением.

Д) Деепричастия и деепричастные обороты обособляются только в постпозиции.

Е) Запятая перед союзом как ставится только в сравнительных оборотах и в случаях, когда союз как связывает части сложноподчинённого предложения.

Ж) Если слово однако находится в середине простого предложения или в середине одной из частей сложного предложения, то оно с обеих сторон выделяется запятыми.  М.В. Осмоловский

З) Если однородные придаточные относятся к одному и тому же слову в CПП и связаны союзом И, то перед И запятая не ставится.

И) Сочетания то же и так же могут выступать в роли сочинительных союзов.

 

Раздел «Практика»

Если все задания раздела «Практика» выполнены без ошибок, ученик получает 100 баллов. За каждую ошибку в области синтаксиса и/или пунктуации снимается 5 баллов.

Отметка «5» соответствует 85-100 баллам. Отметка «4» – 65-80 баллам. Отметка «3» - 40-60 баллам.

11. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить только одну запятую.

1) На уровне второго этажа атланты поддерживали балкон с вычурными чугунными перилами.

2) Окна были обрамлены затейливыми вылепленными по шаблону украшениями.

3) Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цивилизаций в жизни и становлении человека.

4) В этих продуктах содержатся углеводы и жиры и белки.

5) На востоке ярко сверкнула первая звёздочка и взошла огромная луна.

6) Мы шли в сторону моря и пляжа и вскоре оказались на нависшем над пропастью и словно норовящем упасть в бездну и исчезнуть бесследно каменистом выступе.

7) Дубовые и берёзовые рощи и хвойные и лиственные леса внизу и по краям горизонта уже тонули в сумерках и в тумане и только верх кургана освещался красными лучами заходящего солнца.

8) С правой стороны этих лугов и лесов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр.

12. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1) Соскочив на тротуар (1) молодой человек (2) машинально окинул взглядом всё здание снизу доверху: от магазина шёлковых материй (3) занимавшего первый этаж (4) и полуподвальное помещение (5) до окон пятого этажа (6) расположенных несколько глубже остальных (7) и выходивших на небольшую террасу.

2) Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение (5) в известном любителям восточных культур (6) японском саду.

3) Мы долго шли (1) к намеченной нами (2) цели (3) и (4) когда мы добились необходимого результата (5) внезапно пришло осознание ничтожности (6) поставленных ранее (7) задач. М.В. Осмоловский

13. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Красноярск – миллионный город, приближающийся к своему четырёхсотлетию. (2) Как известно, Красноярский край – крупнейший регион России. (3) Казаки Андрея Дубенского прошли по Енисею долгий путь, прежде чем остановили своё внимание на месте слияния Енисея и Качи – двух рек. (4) Вокруг простирались степи, горы и тайга – красота этих мест поразила их. (5) Красноярск сегодня – культурный центр Сибири. (6) Художник Василий Суриков, оперный певец Дмитрий Хворостовский, писатель Виктор Астафьев – эти имена известны людям во всём мире. (7) Афонтова гора, Гремячий лог – ценнейшие памятники каменного века, расположенные на территории города. (8) Краевая универсальная научная библиотека – огромный общественный и информационный центр с богатейшим книгохранилищем, фонд которого составляет 3,5 миллиона экземпляров.