М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис вместе с морфологией являются разделами грамматики. Слово "синтаксис" происходит от греческого syntaxis - "построение", "составление".

В словосочетании и предложении между словами имеется синтаксическая связь. С этой стороны предложение и словосочетание могут быть определены как цепочки связанных синтаксическими связями слов. В отличие от словосочетания, предложение — такая цепочка слов, которая обязательно включает показатели предикативности (см. ниже), представленные глагольной формой. Однословные предложения — это цепочка, состоящая из одного звена, в котором потенциально заложена способность к развертыванию (сравним: Светает.— В июне светает рано).
В тексте без знаков препинания о том, где кончается одно предложение и начинается другое, можно догадаться: граница между предложениями там, где цепочка синтаксических связей между словами прерывается.

Синтаксис изучает функциональное взаимодействие слов в словосочетаниях и предложениях, которые являются единицами синтаксиса. В русском языке синтаксис неразрывно связан с пунктуацией, так как именно синтаксические связи в первую очередь определяют расстановку знаков препинания.  

Подробнее о единицах синтаксиса - по ссылкам ниже.

Важнейшее понятие синтаксиса - предикативность. "Энциклопедический словарь юного филолога" (Москва, 1984) приводит такой пример: конструкция Он решил сложную задачу — это предложение, а конструкция Его решение сложной задачи -- не предложение. Почему? Всё дело в предикативности. В предложении есть предикативность, в не-предложении её нет

Грамматическое значение предикативности — это отношение к действительности. Он решил задачу — говорится о том, что реально. Реши задачу - действие «решить задачу» требуется, оно должно быть, оно — ещё не реальность. Таким образом, отношение к действительности передаётся с помощью категорий времени и наклонения. Основное средство выражения предикативности — глагол в спрягаемой форме: решил, реши.  В конструкции "Его решение трудной задачи" нет глагола — средства передачи этого значения. Однако и конструкция "Его решение трудной задачи" тоже может стать предложением, если она — заглавие к соответствующему тексту. В этом случае данная конструкция — сказуемое к скрытому подлежащему. 

Существуют и отношения полупредикативности. Рассмотрим три примера.

1) Девочка высокая и стройная.

2) Девочка, высокая и стройная, училась на "отлично".

3) Высокая и стройная девочка училась на "отлично".

В первом предложении конструкция из однородных прилагательных "высокая и стройная" является именной частью составного сказуемого. Следовательно, данная конструкция выражает предикативные отношения.

Во втором предложении прилагательные "высокая и стройная" сказуемыми уже не являются, и не ради сообщения о внешней характеристике девочки это предложение создавалось. Однако эти прилагательные выделены пунктуационно и позиционно (определения находятся в постпозиции), они содержат второстепенную по значимости информацию. В этом случае между подлежащим и определениями в постпозиции возникают полупредикативные отношения. 

В третьем предложении прилагательные "высокая и стройная" не играют существенной роли, они никак не выделены в предложении, следовательно, к выражению предикативности отношения не имеют