М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по морфемике

1. Перепишите слова в столбик, выделите в них морфемы. Постарайтесь указать функции каждой морфемы

Переписал, замена, дождливый, разгневался, снегопад, местный, пришкольный, у домика. 

2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Разберите по составу выделенные слова

Ямщик поскакал но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. "Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!" (А.С. Пушкин)

 

3. Запишите слова с чередующимися гласными в корне. Подберите к каждому из них однокоренное слово с иным написанием гласной.

Образец: соберём - собирать.

К..сательная, бл..стательный, бл..стящий, изб..ратель, оп..реться, прот..реть, предпол..жение, зам..рли, разб..ру, подп..рающий. 

 

4. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните выбор орфограммы. 

В  т..йге

        (Не)легко  прол..жить  путь  по труднопрох..димой2  т..йге.  Упавшие2  деревья  пер..путались2  ств..лами и в..твями  на  них  выр..сли2  травы и  мхи.  Многие ств..лы уже сгнили и едва подп..рают2 друг друга. К..лючие ветви  царапают  руки к..сают..ся лица а тяж..лый  рюкзак  цепляет..ся  за  сучья. 

       Вот целая пор..сль  папоротников. Под их зел..нью чуть слышно журчит бл..стающий на со..нце руч..ёк. Мы предпол..гаем что путь пр..дстоит (не)близкий. И (по)этому ра..пол..гаемся на отдых.

       Но вот опять пора в д..рогу. Мы раздв..гаем папоротники  п..р..ходим через ручей. Ноги утопают во  влажных р..стениях  почва пружинит. Мы у края большого  б..лота.  Лес  стал  другим.  И..чезли  громадные деревья.  Только редкие маленькие  сосенки2 и берёзки р..стут на моховом б..лоте.

                                                                                                                                      (По  Г. Ганейзеру)

5. Подготовка к диктанту с грамматическим заданием. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки.

Когда наступа..т2 поз..няя ос..нь (не)редко2 л(а,о)жит..ся2 на землю белый ин..й. Соб..рают..ся в стаи и трогают..ся1 в путь п..р..лётные3 птиц(и,ы). Коротки и печ..льны их прощ..льные песни. Когда серые птицы п..р..летают1 по жнивью их (не)легко1 узнать по п..лёту3.
В лесу так кр..сиво что глаз (не)оторвёшь от светлых берёзовых2 рощ(?). Скоро пр..дут и первая в..юга и холодный ветер закружат..ся листья и упадёт осе..ий наряд леса.

6. Разберите слова по составу.

Соломенный, прочитали, поприоткрывать, пароход, справа, мечтательница, чистота, пришкольный, примерный, весенний, раздумываешь, учиться, мастерство, подберёзовики, издалека.