М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Бессоюзные сложные предложения"

БСП1. Перепишите расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите тип/вид предложения: сложное бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое или простое осложнённое. В бессоюзных сложных предложениях объясните постановку знаков препинания. 

1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет он бежит себе в волнах на поднятых парусах.

2) Дубровский вышел из комнаты сел в коляску и поскакал.  

3) Прошло много времени с тех пор как они разлучились.

4) Там счастье не диво где трудятся красиво.

5) Май холодный год хлебородный.

6) Вдали не то поезда грохотали не то бронетехника шла. 

7) Я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города на самом высоком месте у подошвы Машука. 

8) Где любовь да совет там и горя нет.

9) Пойди-ка братец узнай скоро ли подадут обед. 

10) Если чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

11) Труд человека кормит лень портит.

12) Они без труда добрались до посёлка да уехать потом обратно оказалось делом нелёгким. 

 

БСП2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите тип предложения: БСП, СПП, ССП или простое осложнённое. Объясните расстановку знаков. 

1) Я люблю Древнюю Русь вижу в ней борьбу и народные страдания вижу высочайшую духовность проникшую в иконопись и архитектуру.             

2) Ехал в поезде и уснул просыпаюсь пять станций проехал. 

3) Хотел художник рисовать кисти выпадали из рук.

4) Вывернув из-за очередного поворота этой на первый взгляд бесконечной дороги мы увидели избушку похожую на сказочную и решили остановиться. 

5) Пассажиры ожидающие рейс из Томска пройдите в зону прилёта. 

6) Прошу вас запомнить ни один злой человек никогда не бывает счастлив.  

7) Идёт направо песнь заводит налево сказку говорит.

8) Там чудеса там леший бродит русалка на ветвях сидит. 

9) В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой. 

 

БСП3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. В таблице укажите количество предикативных частей и характер смысловых отношений между частями предложения.

Номер предложения Количество предикативных частей Характер смысловых отношений между частями
     

1) Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами (Михаил Лермонтов).

2) Коля смутился весь этот допрос был ему и неприятен и тягостен (Александр Куприн).

3) Я закрываю глаза и в воспоминаниях своих вижу я отворяю калитку она входит в сад ей немного зябко мне неловко мы обнимаем друг друга и отправляемся к беседке. 

4) Только днём в саду было тихо беспокойные птицы улетели на юг деревья в безветренную погоду стояли неподвижно. 

5) Вы видите первый луч упал на каменную ограду нагрел её от неё поднимается пар (Константин Паустовский).

6) Щёлкни кобылу в нос она махнёт хвостом (Козьма Прутков).

7) Ветер подул с юга чувствую будет дождь недаром и ласточки летают низко к земле. 

8) Его глаза никогда не смотрят просто они всё высматривают да подсматривают (Иван Тургенев).

9) Засыпая вздрагивают вершины деревьев на землю сыплются капли дождя (Максим Горький).

10) Столыпин постоял-постоял попробовал окликнуть друга тронул за плечо ответа не было (Павел Антокольский).

11) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошёл (Константин Паустовский).

12) Спесивому кланяться он пуще чванится (пословица).


БСП4. Перепишите предложения, вставляя буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите характер отношений между частями БСП (перечисление, пояснение, причина, следствие, условие, время, противопоставление, быстрая смена событий). 

  1. Нач..ло смеркат..ся  Владимир углублялся в чащу деревьев стараясь движением и усталостию заглушить душевную скорбь. (По А.С. Пушкину)
  2. Сучья (по)минутно задевали и царапали его нога его время(от)времени вязла в болоте он (н..)чего (н..)замечал. (По А.С. Пушкину)
  3. Наконец достиг он маленькой лощины со всех сторон окружё..ой лесом и увидел около деревьев (полу)обнажё..ых осенью изв..вался руч..ёк. 
  4. Владимир ост..новился сел на холодный дёрн мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... (По А.С. Пушкину)
  5. Вражда с Троекуровым пр..дв..щала ему новые (н..)счастия бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки в таком случае нищ..та ож..дала его. (По А.С. Пушкину)
  6. Кирила Петрович (н..)чего (н..)отвечал велел вытащить медведя и снять с него шкуру потом обратясь к своим людям сказал «Каков молодец! не струсил ей-богу не струсил». (По А.С. Пушкину)
  7. Воображение её было пораже..о она вид..ла мёртвого медведя и Дефоржа стоящего над ним и спокойно с нею ра..говаривающего. (По А.С. Пушкину)
  8. Нач..лась обедня домашние певчие запели Кирила Петрович сам подтяг..вал молился (н..)смотря н.. (на)прав.. н.. (на)лев.. и с гордым см..рением покл..нился в землю. (По А.С. Пушкину)
  9. Кирила Петрович любил выражавших подобострастие окружающих дом его всегда был полон гостями готовыми тешить его барскую праз..ность ра..деляя шумные и..огда буйные его увес..ления. (По А.С. Пушкину)
  10. Луна с..яла июльская ночь была тиха (из)редк.. подымался ветерок и лёгкий ш..рох пробегал по всему саду.

   11. Голос его звучал тихо но твёрдо глаза бл..стели упрямо. (М. Горький)

   12. Избы и дворы опустели все ушли на огороды к..пать к..ртофель. (К. Паустовский)

   13. Стояла она долго устали ноги и глаза. (М. Горький)

   14. Ра..п..хнули окна запах сос..н вступил в в..ранду. (В. Кочетов)

   15. Целый день на небе солнышко с..яет целый день мне душу злая грусть т..рзает. (А. Кольцов)

   16. Вот мои условия вы ныне(же) публично откаж..тесь от своей кл..в..ты и буд..те просить у меня изв..нения. (М. Лермонтов)


БСП5. Составьте вторую часть для каждого предложения (важно, чтобы каждое предложение являлось сложным бессоюзным). Выделите грамматические основы. Объясните расстановку знаков препинания

  1. Ваню разбудил шум проезжающего трактора...
  2. Долгое время Елена Сидоровна считала свою жизнь на чужбине невыносимой... 
  3. Мы бросились к воротам... 
  4. Михаил Викторович заметно помолодел...
  5. Для кого труд радость для того жизнь счастье... 
  6. Оказывается, и один в поле воин...
  7. Завершив разговор, я подумал... 
  8. Уже несколько дней стояла тёплая погода... 
  9. Я оглянулась... 
  10. День начался необыкновенно хорошо...

 

БСП6. Перестройте сложносочинённые и сложноподчинённые предложения таким образом, чтобы они стали бессоюзными. Выделите грамматические основы. Как изменилась расстановка знаков препинания после преобразования союзных предложений в бессоюзные?  

  1. Если в доме тепло и безопасно, то в лесу ночью страшно и холодно.
  2. Когда будет время, напиши мне.
  3. Если сваривают трубы, искры летят во все стороны.
  4. Я всегда рассказывал правдивые истории, но мне не верили.
  5. Будьте осторожны, потому что тротуары покрылись льдом.
  6. Если хочешь лучше узнать человека, то расспроси о его друзьях. 
  7. Не буду передавать весь их разговор, потому что он был бесполезен и безрезультатен.
  8. Мы стояли вдоль стены, потому что сесть было некуда. 
  9. Одни ученики быстро разбираются в новой теме, а другим требуется для этого продолжительное время. 
  10. В Японии говорят, что если родители не приучают детей к труду, то их внуки будут голодать. 

 

БСП7. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, укажите характер отношений между частями. 

  1. Все крыльями маш..т но не все летают.
  2. Когда птицы пр..умолкли то жди грома.
  3. Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне ож..дается холодное лето.
  4. Когда стал распускат..ся лесной дуб можно нач..нать купат..ся.
  5. Если не поклониш..ся до земли грибка не подним..шь.
  6. Если зат..нулись дожди груздя не жди.


БСП8. Спишите, вставляя буквы, знаки препинания и обозначая грамматические основы. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения исходя из смысловых отношений между частями. Проведите синтаксический разбор выделенных предложений 2, 7, 13.  

  1. Из(за) ветра из(за) в..юги опустели все пути не пр..дут к тебе подруги вместе вечер прове..ти. (Михаил Исаковский)
  2. Вот уж окна зажглись я шагаю с работы устало я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала(Константин Ваншенкин)
  3. Мать широко улыбнулась ей было пр..ятно слышать восторже..ые похвалы мальчика. (Максим Горький)
  4. Я знаю в вашем сер..це есть и гордость и прямая честь. (Александр Пушкин)
  5. К сукнам холстам и домашним материям страшно было пр..тронуться они обр.щались в пыль. (Николай Гоголь)
  6. Я взглянул в окно на безоблач..ном небе ра..г..рались звёзды. (Максим Горький)
  7. За двумя зайцами погон..ш..ся н.. одного н.. поймаешь(Пословица)
  8. Прошла неделя другая вдруг в..езжает ко мне на двор к..ляска. (Александр Пушкин)
  9. Н.. сули журавля в небе дай с..ницу в руки. (Пословица)
  10. Ты запела песню светлую к..л..кольчики звенят! (Лев Ошанин)
  11. Ехал сюда рож.. только нач..нала цвести. (Михаил Пришвин)
  12. Мы гуляли по Неглинной зах..дили на бульвар нам купили си..ий-си..ий презелё..ый красный шар! (Сергей Михалков)
  13. Выйду ночью в поле с конём ноч..кой тёмной тихо пойдём мы пойдём с конём по полю (в)двоём. (Александр Шаганов) 


БСП9. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите в таблице количество грамматических основ и смысловую связь между частями. 

 

Номер предложения Количество грамматических основ Характер смысловой связи между частями
     

 

  1. Человек должен верить непонятное можно понять иначе он не стал бы размышлять о нём. (Иоганн Гёте)
  2. Великий человек является начинателем он видит дальше других и хочет сильнее других. (Георгий Плеханов)
  3. Вольтер сказал справедливо в шесть лет можно выучиться иностранным языкам всю жизнь надобно учиться языку своему природному. (по Николаю Карамзину)
  4. Кто на лавочке сидел кто на улицу глядел Толя пел Борис молчал Николай ногой качал. (Сергей Михалков)
  5. Жизнь в Марьине текла своим порядком Аркадий сибаритствовал Базаров работал. (Иван Тургенев)
  6. Перед обедом общество опять сходилось для беседы или для чтения вечер посвящался прогулке картам музыке в половине одиннадцатого Анна Сергеевна уходила к себе в комнату отдавала приказания на следующий день и ложилась спать. (Иван Тургенев)
  7. Я воспитан природой суровой мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый подорожника твёрдый клинок. (Николай Заболоцкий)
  8. Снуют пунцовые стрекозы летят шмели во все концы колхозницы смеются с возу проходят с косами косцы. (Борис Пастернак)
  9. Ещё заря не встала над селом ещё лежат в саду десятки те́ней ещё блистает лунным серебром замёрзший мир деревьев и растений. (Николай Заболоцкий)
  10. После дождя на минутку выглядывало солнце обливая радостным сверканием облитую дождём молодую ещё нежную зелень сиреней сплошь наполнявших мой палисадник громче становился задорный крик воробьёв на рыхлых огородных грядках сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя. (Александр Куприн)
  11. Меркнут знаки зодиака над постройками села спит животное собака дремлет рыба камбала. (Николай Заболоцкий)
  12. Лук царевич опустил смотрит коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. (Александр Пушкин) 

 

БСП10. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите тип сложного предложения. 

Выполните синтаксический разбор предложения 10.  

1) Лес и горы слились всё окуталось густым туманом.

2) То солнце светит то идёт дождь.

3) Прошло много времени с той зимы когда они разлучились.

4) Там хорошо где нас нет.

5) Будет день будет и пища.

6) За окном потемнело наступила ночь.

7) Если чайка прилетела то скоро лёд тронется.

8) Труд человека кормит лень портит.

9) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты шумят воробьи и синицы на сирени.

10) Облака рассеялись на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.

11) Подул ветерок заволновались хлеба и побежали по ним сизые волны.

12) Время красит безвременье старит.

13) Не спеши языком торопись делом.

14) Я доверяю любящим они великодушны.

15) Рассвело я погасил свечи.