М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Сложноподчинённые предложения"

СПП1. Прочитайте теоретические материалы о сложноподчинённом предложении и выполните задания теста. Ответ дайте в виде литеры задания и последовательности цифр. Пример: Ю.579

А. Укажите номера сложноподчинённых предложений.

1. Когда мы начали изучать сложноподчинённые предложения, наступил ноябрь.

2. Уже не только миновал октябрь, но и наступил ноябрь, когда мы начали изучать сложноподчинённые предложения. 

3. Предложение не является сложноподчинённым, если его предикативные части равноправны. 

4. Предложение, части которого неравноправны, может быть как сложноподчинённым, так и бессоюзным. 

5. Уже солнце опустилось за горизонт, а я всё разбирал  сложноподчинённые предложения. 

6. Не только подчинительный союз может служить средством связи в сложноподчинённых предложениях, но и союзное слово может выступать в этой роли. 

7. Что, если, так как, потому что, хотя - эти союзы являются подчинительными. 

8. В местоимённо-соотносительной конструкции первое слово является указательным местоимённым наречием, тогда как второе является местоимением в роли союзного слова. 

9. Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты. (А.С. Пушкин)

 

Б. Укажите номера сложноподчинённых предложений, в которых придаточная часть предшествует главной.

1. Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она с наступлением весны вдруг выкажет всю свою мощь, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами.

2. Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь ни души. (Ф. Достоевский)

3. Вильгельм влюблёнными глазами глядел, как Грибоедов неторопливо двигается по комнате. (Ю. Тынянов)

4. Когда Рылеев посмотрел на меня ясными выпуклыми глазами, я заметил весёлость его взгляда. 

5. И в мире нет таких вершин, что взять нельзя. (В.С. Высоцкий) 

6. Если ты небес избранник, свой дар, божественный посланник, во благо нам употребляй. (А.С. Пушкин)

7. Сначала стало тихо так тихо, что даже петухи крепились и сдерживали свой пыл. (В. Белов) 

8. Когда я вернусь, засвистят в феврале соловьи тот старый мотив, тот давнишний, забытый, запетый. (А.А. Галич) 

9. Хоть ты мне друг, но истина дороже. 

 

В. Укажите номера предложений, части которых связаны при помощи союзного слова.

1. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.

2. Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали. (М. Алексеев)

3. Сергей медленно возвращался к тому месту, где оставил Лёшку. (Э. Дубровский)

4. Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Ф. Сологуб)

5. Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звёзд. (В. Гроссман) 

6Прошло несколько минут, пока бечёвка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. (А. Гайдар)

7. Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумлённо поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. 

8. Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Ю. Поляков)

9. Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В. Распутин)

 

СПП2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите тип союзного предложения (ССП или CПП). Выделите грамматические основы и союзы (союзные слова).

1) В густой темноте слышно было как поют песни.

2) Кони рванули вперёд и карета резко сорвавшись с места понеслась по главной улице уездного города. 

3) Мы усвоили тему "Сложноподчинённые предложения" хотя сначала у нас ничего не получалось. 

4) Из штаба прислали предписание отступить за озеро Дальнее однако полковник оценив обстановку принял иное решение.

5) Туристы прибыли в Стратфорд чтобы побывать в местах связанных с жизнью великого драматурга Уильяма Шекспира. 

6) Калоши что ты выслал на прошлой неделе мы давно уже съели. 

7) А это пшеница которая в тёмном чулане хранится в доме который построил Джек. (С.Я. Маршак)

 

СПП3. Перепишите сначала предложения, средством связи в которых является подчинительный союз, а затем - предложения, средством связи в которых является союзное слово. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы

1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (О. Куваев)

2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, весёлый и радостный, вернулся. (Г. Троепольский)

3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (В. Распутин)

4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь. (О. Куваев) 

5) Деньги, которые не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. (В. Тендряков) 

6) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним. (В. Распутин)

7) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Г. Троепольский) 

8) Все, кто летит бизнес-классом, имеют право на приоритетное обслуживание. 

9) На двери сарая, где находились голуби, висел большой замок. (В. Сидоров)

10) Быстро и крепко завязалась дружба между Генкой и Федькой, хотя они были совершенно разные по характеру. (В. Сидоров)

11) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (В. Распутин)

12) Андрюшка уже добрался до середины дерева, когда вдруг одна из веток под ногами затрещала и обломилась. (По В. Сидорову)

 

СПП4. Составьте из двух простых предложений сложноподчинённое, подобрав соответствующие союзное слово или подчинительный союз*. В скобках указан характер связи между предложениями. 

Образец: Мы остановились в ближайшей гостинице. Водитель очень устал - Мы остановились в ближайшей гостинице, потому что водитель очень устал. 

1) Мы вышли в путь. Туман рассеялся. (время)

2) Труд — удовольствие. Жизнь хороша. (условие)

3) Мой старший брат рано стал печататься в журнале «Юность». Он писал талантливую прозу. (причина)

4) Память надо тренировать. Она заполнялась полезной информацией. (цель)

5) Борисов рассказывал о своей службе в медчасти. Его работа очень нужная и важная. (изъяснение)

6) Ломоносов преуспел во многих науках. Он был сыном простого рыболова. (уступка)

7) Знание — богатство. Его может получить каждый. (определение)

8) Зимой на улице ярко светит солнце. На улице крепкий мороз. (условие)

9) Дорога была на удивление свободной. Я доехал быстро. (следствие)

Союзы и союзные слова: если, хотя, когда, что, потому что, так что, который, чтобы. 

 

СПП5. Укажите номера верных ответов.

А. Чем могут быть связаны предикативные части CПП? 

1) Сочинительными союзами   2) Союзными словами   3) Бессоюзной связью   4) Подчинительными союзами  5) Частицей "же"

Б. Чем могут быть связаны предикативные части CСП? 

1) Сочинительными союзами   2) Союзными словами   3) Бессоюзной связью   4) Подчинительными союзами  5) Частицей "же"

В. Какие слова являются членами предложения?

1) Только союзы   2) Только союзные слова   3) И союзы, и союзные слова   4) Ни союзы, ни союзные слова не являются членами предложения

Г. К каким словам в предложении невозможно задать вопрос?

1) К союзам  2) К союзным словам  3) Ни к союзам, ни к сосюзным словам

Д. Усилить модальной частицей (например, "именно") можно

1) Союз  2) Союзное слово  3) И союз, и союзное слово  4) Ни союз, ни союзное слово

Е. В предложении "Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна" слово "что" является

1) Подчинительным целевым союзом  2) Подчинительным сравнительным союзом 3) Местоимением в роли союзного слова  4) Подчинительным изъяснительным союзом  5) Наречием в роли союзного слова 

Ж. В предложении "В садах, где мы гуляли, мы встретились вновь" слово "где" является

1) Подчинительным обстоятельственным союзом 2) Подчинительным сравнительным союзом 3) Местоимением в роли союзного слова 4) Подчинительным изъяснительным союзом 5) Наречием в роли союзного слова 

З. Каким членом предложения является слово "кто" в предложении "Меня спросили, кто я такой, сперва по-португальски, потом по-испански"?

1) Подлежащим  2) Сказуемым  3) Дополнением  4) Определением  5) "Кто" - это союз, не являющийся членлм предложения 

И. Чем является слово "ежели" в предложении "Разговор их был, вероятно, другой, ежели бы они говорили не при звуках песни"?
1) Подчинительным целевым союзом  2) Подчинительным условным союзом  3) Союзным словом 

К. В каких предложениях союзное слово является дополнением?

1) В полдень на берегу реки, которая протекает вдоль луга, можно наблюдать интересную картину. 

2) Возвращаясь домой, я попал под проливной дождь, который шёл до вечера. 

3) Разные по характеру герои, которых изобразил автор, волновали моё воображение.

4) Остановившись у избы, которая показалась ей богаче других, Ольга стала просить милостыню. 

5) "Который же из них - Электроник?" - подумал Урри. 

 

СПП6. Перепишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите грамматические основы. Задайте вопрос к каждой придаточной части и укажите её вид

1. Вечером я встретился с другом который меня уже ждал в том кафе где мы условились увидеться. 

2. В тот час когда солнце всходит птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал как шумит ручей и как дует ветер. 

4. Мы не спросили чего он боится и чего ожидает от предстоящего концерта. 

5. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов на поляне раскинувшейся за моим окном. 

6. Ученик готовился к контрольной работе так как советовал учитель.

7. Мы плывём наудачу так как темнота после зарниц кажется ещё гуще.

8. Всюду где только лес был пореже лежали на земле тени.

9. У казака такой конь что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту чтобы подышать свежим воздухом. 

 

СПП7Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных. 

1. Лучшая доля достаёт..ся тому кто стр..мит..ся к успеху.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намере..ы делать.

3. Чего я жду (не)знаю сам.

4. Он спросил не будет(ли) приказаний и исчез.

5. Я (не)могу определё..о сказать что нам нравилось больше ходить босиком или ощущать свободу.

6. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь.

7. Утром когда ещё солнце не успело поднят..ся мы покинули поселок.

8. Науче..ый горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с неё.

9. Тропинка подн..мается в скалы где смотрят..ся в небо красные сосны и падает в моховые болота.

10. Я взбежал по лес..нице которая вела в св..тлицу и вош..л в комнату.

11. Она подала мне знак что(бы) я подождал и вышла.

12. Я смотрю (в)даль где видны с..луэты судов и вижу ми..ионы огней.

13. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

14. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

15. Я пол..гаю что все короли хотят что(бы) мы приняли турецкую веру.

16. (Не)хорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда ра..чихаеш..ся когда войдёшь.

17. Вы думали что я буду слушать смире..о дерзости потому(что) у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

18. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда об..явили ему что мы уходим.

 

СПП8Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных. 

    1. Все говорили что я перем..нился что я выр..с и поумнел.
    2. Ко мне пришёл Савич сказать что последняя лодка идёт на берег и что(б) я поторопился.
    3. В то(же) время мелькала у меня мысль что я спрятался что маменька не увид..т моих слёз.
    4. Там был старенький домишко где жил (не..)когда мой дедушка и где р..дились все мои тётки и мой отец.
    5. Ра..кажи мне хорошенько каков он собою и что он за человек.
    6. Мать сказала что устала лежать и что ей хочет..ся пос..деть.
    7. Они убегали на Запорожье если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.
    8. Его надо вид..ть летом когда все деревья будут покрыты плодами и когда заиграют все мои двадцать р..дников.
    9. Я хочу ра..казать вам историю жен..щины которую вы все видели и которую (н..)кто из вас (н..)знал.

 

СПП9Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки на стыке союзов. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных. 

1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.

2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.

3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.

4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.

5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.

 

СПП10. Выпишите сначала предложения с союзами, затем - предложения с союзными словами. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1) Когда мне было восемь лет я пошла смотреть балет. (А. Барто)

2) Жизнь ты помн..шь солдат что погибли тебя защищая? (К. Ваншенкин)

3) Если жизнь тебя обман..т (н..)печалься (н..)сердись! (А. Пушкин)

4) В берёзовом лесу всегда светлее (как)буд(то) берёзы сами светят..ся тихим светом и осв..щают пространство вокруг себя. (В. Солоухин)

5) Как надо парту открывать не знала я сначала и я не знала как вставать чтоб парта не стучала. (А. Барто)

6) Нуж..н маленький кувшинчик что(бы) мог малютка джиннчик уместит..ся ловко в нём становит..ся вдруг огнём над кувшином выр..стать джинном настоящим стать! (Г. Ляховицкая)

7) Впрочем чувство с которым глядишь на себя это чувство забыл я. (И. Бродский)

8) С реки доносились какие(то) звуки словно тихо охала чья(то) могучая тоскующая грудь. (М. Горький)

9) То что написа..о пером не выруб..шь топором. (Пословица)

10) Какова Меланья, таковы и оладьи. (Пословица)

11) Проголодавшись я заш..л в ресторан и стал размышлять что(бы) мне заказать. 

12) Кто может знать что ждёт меня? (А. Пушкин)

 

СПП11. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматические основы. Обозначьте союзы овалом, союзные слова прямоугольником, а указательно-соотносительные конструкции - треугольником. Определите виды придаточных. 

1) Здесь герой наш поневоле отступил назад и поглядел на него пристально.

2) Ему случалось видеть немало всякого рода людей даже таких каких нам с читателем может быть никогда не придётся увидеть но такого он ещё не видывал.

3) Лицо помещика было почти такое же как у многих худощавых стариков.

4) Один подбородок только выступал очень далеко вперёд так что Плюшкин должен был каждый раз закрывать его платком чтобы не заплевать.

5) Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей как мыши когда высунувши из тёмных нор остренькие морды они высматривают не затаился ли где кот или мальчишка-шалун.

6) Никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться из чего состряпан был его халат.

7) Рукава и полы до того засалились что походили на юфть какая идёт на сапоги.

8) Сзади вместо двух болталось четыре полы из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага.

9) Нельзя было разобрать что у него было повязано на шее чулок подвязка или набрюшник но никак не галстук.

10) Словом если бы Чичиков встретил его где-нибудь у церковных дверей то вероятно дал бы ему медный грош.

11) Но перед ним стоял не нищий а помещик у которого была тысяча с лишком душ. 

(По Н.В. Гоголю)

СПП12Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите основы. Укажите виды придаточных. Обозначьте средства связи: союзы - овалом, союзные слова - прямоугольником, а указательно-соотносительные конструкции - треугольником. 

 

1) Юность весеннее время человека в которое засеваются семена на будущие годы жизни. (Я. Княжнин, автор трагедий 18 века)

2) Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала. (К. Ушинский, российский педагог 19 века)

3) Человек перестаёт осуждать других как только победит самого себя. (Л. Толстой, русский писатель)

4) Солома была гнилая и рыхлая так что волчиха едва не провалилась. (А. Чехов, русский писатель) 

5) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям выработайте его у себя. (К. Станиславский, актёр, режиссёр, театральный педагог, основатель Московского художественного театра)

6) Пока молоды сильны бодры не уставайте делать добро. (А. Чехов, русский писатель)

7) Он говорил о временах грядущих когда народы распри позабыв в великую семью соединятся. (А. Пушкин, русский писатель)

8) Путешествие не показалось ему столь ужасно как он того ожидал. (А. Пушкин, русский писатель)

9) Этот слепой не так слеп как кажется. (М. Лермонтов, русский писатель)

10) Объём человеческой памяти очень велик и чтобы легче заполнялась память её надо тренировать. (П. Капица, учёный-физик)

 

СПП13. Перепишите, расставляя знаки препинания, предложения с несколькими придаточными, определите их виды. Выделите грамматические основы. Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения.

1) Я буду счастлив если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие между людьми это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. (Дмитрий Лихачёв, доктор филологических наук, академик)

2) Мы были в саду когда в рогатых васильках что росли у забора вдруг объявился заяц. (Юрий Коваль, советский писатель)

3) Храбрость какую Лермонтов проявлял на войне лишь раздражала царя который в боевых действиях никогда не участвовал и гораздо больше любил манёвры и парады. (Юрий Лотман, доктор филологических наук, профессор)

4) В разговоре с царём Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил что если бы 14 декабря он был в Петербурге то находился бы в рядах восставших(Юрий Лотман, доктор филологических наук, профессор)

5) В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум который должен был решить в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления её ослабевающих сил. (Лев Толстой, русский писатель)

6) Казалось обе стороны выжидали чтобы наяву убедиться чей образ жизни окажется в конце концов более правильным и потому более выгодным. (Фазиль Искандер, российский писатель)

7) Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг зрение, чтобы получше рассмотреть его. (Антон Чехов, русский писатель)

8) Я почувствовал как трудно мне будет в одиннадцатом классе потому что хотя учебный год ещё только начался но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе и на подготовительных курсах.

 

СПП14. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложениях

  1. Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели их неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были (6) утверждавшие это (7) очевидцы. 1245
  2. Я молчал (1) и (2) когда старуха кончила свою красивую сказку (3) в степи стало тихо (4) как будто (5) и она была поражена силой Данко (6) который сжёг для людей (7) своё сердце. 12346
  3. История развития науки вселяет определённый оптимизм (1) так как учёные уверяют (2) что (3) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (4) оно может стать бессмертным (5) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью (6) о чём мечтал (7) известный в России (8) философ-космист Николай Фёдоров. 123456
  4. Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) её крик гулким эхом (4) отзывался по всему (5) ещё не проснувшемуся (6) лесу. 123
  5. Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим весёлым огнём (6) и подошёл ко мне (7) появившись из ночного сумрака. 147
  6. Микеланджело многие современники считали (1) равным Богу (2) и (3) когда он умер (4) некоторые художники придавали святым (5) портретное сходство с великим мастером (6) чей гений так и остался непревзойдённым. 2346
  7. Чтобы нарисовать тебя (1) выберу я (2) тихое лесное озеро в зелёной камышовой раме и (3) наверное (4) буду ждать (5) когда настанет светлое сентябрьское утро (6) пахнущее мятой и сосновыми иглами (7) и тогда я примусь за работу. 134567
  8. Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анна подумала (4) что они ей приветливо подмигивают (5) и (6) если бы не было в купе попутчиков (7) она непременно расплакалась бы. 134567
  9. Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) и астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что столкновения не произойдёт (7) как это было (8) например (9) в Челябинске в 2013 году. 123456789
  10. Мне нравились её глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно (7) было встречаться с ними. 12456

 

CПП15. Внесите в таблицу требуемые данные: грамматические основы, виды придаточных и цифры, на месте которых должны стоять запятые. Переписывать предложения не нужно.

Образец:

0. Прокуратор (1) когда пришлось остановиться (2) на одном из крутых поворотов (3) громко свистнул (4) чтобы (5) услышав знакомый свист  (6) прибежал его верный пёс Банга (7) который любил прокуратора (8) и считал (9) что он очень сильный и смелый человек. 

Номер предложения     Грамматические основы           Виды придаточных     Цифры на месте запятых
0 Прокуратор свистнул; пришлось остановиться; прибежал пёс; который любил и считал; он сильный и смелый человек. обст. времени; обст. цели; определительное; изъяснительное 1345679
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      

1. Прошлым летом  (1) мне довелось жить (2) в подмосковной усадьбе (3) где сдавалось несколько небольших дач (4) и (5) хотя раньше я не ездил (6) летом на дачу (7) в этот раз захотелось ощутить (8) вкус загородной жизни.

2. В парке (1) деревья были так велики (2) что дачи (3) которые были построены в нём (4) казались маленькими (5) и имели вид туземных жилищ  (6) какие мне приходилось видеть (7) в экзотических странах.

3. Я поселился на окраине парка (1) откуда виден был (2) густой (3) лиственный лес (4) который по ночам величественно шумел (5) и шумом своим убаюкивал.

4. По тому спокойствию (1) что царило повсюду (2) и по чистоте неба (3) и воздуха (4) казалось (5) что дождя уже (6) наверняка (7) больше не будет.

5. Когда же шли летние дожди (1) я (2) засыпая (3) слышал (4) как на крышу рушится ливень (5) с не прекращавшимися ни на минуту (6) громовыми раскатами (7) и (8) ослепительно сверкающими (9) молниями. 

6. В конце октября (1) когда дни еще по-осеннему ласковы (2) и когда уезжают (3) обременённые чемоданами и баулами (4) последние курортники (5) наслаждавшиеся солнцем и морем (6) крымский город Балаклава (7) начинает жить своеобразной жизнью.

7. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу (5) и (6) несмотря на то (7) что женщины в поэзии - редкое явление (8) именно Цветаева вместе с Ахматовой и Ахмадулиной (9) составили отдельный пласт русской женской поэзии. 

8. В годы Великой Отечественной войны (1) блокадный Ленинград (2) стал символом стойкости и мужества советских людей (3) так что (4) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (5) на которых (6) умирающие от голода (7) дети по четырнадцать часов в день делали снаряды для фронта (8) то многие отказывались верить (9) что такое возможно. 

 

СПП16. Дайте письменные ответы на вопросы по теме "Сложноподчинённые предложения".

  1. Продолжите мысль: если в сложносочинённом предложении части сохраняют смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, то в сложноподчинённом...
  2. Как называется независимая предикативная часть СПП?
  3. Как называется зависимая предикативная часть СПП?
  4. Какими средствами связаны части СПП?
  5. Если первая придаточная часть подчинена главной, а вторая придаточная подчинена первой придаточной, то такое подчинение называется...
  6. Если одинаковые по смыслу придаточные относятся к разным словам в главном предложении или к одному и тому же слову в главной части относятся разные по смыслу придаточные, то такое подчинение называется...
  7. Как влияет на пунктуацию в СПП связь однородных придаточных при помощи союза И? 
  8. Если придаточная часть отвечает на вопрос "несмотря на что?", то такое придаточное предложение относится к виду... 
  9. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? 
  10. Заполните таблицу: напротив каждого суждения напишите "союз" или "союзное слово".
    Суждение  Союз или союзное слово?
    1) Не падает интонационное (логическое) ударение.  
    2) Невозможно заменить местоимением.  
    3) Является членом предложения.  
    4) Можно убрать из СПП без потери смысла.  
    5) Можно усилить частицей же или именно  
    6) Повествовательное предложение с ним можно превратить в вопросительное.  

 

CПП17. Перепишите предложения. Выделите грамматические основы. Укажите виды всех придаточных. В предложениях, содержащих более одной придаточной части, укажите способ подчинения.

 

1. В один поистине прекрасный день ко мне приехал Дягилев и сообщил что предлагает мне ехать в Париж чтобы устроить ряд симфонических концертов которые ознакомили бы французов с русской музыкой.

2. Я с восторгом согласился принять участие в этих концертах уже зная как интересуется Европа русской музыкой и как мало наша музыка известна западному слушателю.

3. Когда я приехал в Париж и остановился в отеле где жил Дягилев я сразу понял что затеяно серьёзное дело и что его делают с восторгом.

4. Интерес парижан к предприятию которое затеял Дягилев оказался настолько велик что мы внезапно оказались в затруднительном положении.

5. И хотя помещение для концертов снято в Большой опере не было возможности удовлетворить всю публику что желала слушать русскую музыку.

6. Небывалый успех концертов был настолько солиден что это подало нам мысль поставить в будущем сезоне русскую оперу например «Бориса Годунова» который уже давно мечтали показать на российской сцене.

7. Мы ставили спектакль целиком несмотря на то что это невозможно было в России ибо не позволяли цензурные условия.  (По М Горькому)

 

CПП18. Заполните таблицу. Переписывать предложения не нужно

Образец: 

0. Мама говорит (1) что папа пытается петь (2) хотя (3) у него ничего не получается (4) потому что у папы (5) совершенно нет слуха

Грамматические основы

Типы (виды)

придаточных частей

Номера пропусков,

на месте которых

должны стоять запятые

0

Мама говорит;

папа пытается петь;

не получается;

нет.

изъяснительная;

обст. уступки;

обст. причины

 124
     
     
     
     
     
     
     
     
  1. Я люблю город (1) где я родился и вырос (2) несмотря (3) на то что (4) он тихий (5) провинциальный (6) и словно застывший во времени (7) потому что с этим городом у меня связаны (8) самые тёплые (9) детские воспоминания. 
  2. Сыграй (1) мне (2) цыганка (3) что-нибудь такое (4) чтобы я забыл о печалях (5) как будто (6) я вернулся в свою юность (7) которая затерялась где-то в запутанных лабиринтах памяти. 
  3.  Чтобы не повторять твоих ошибок (1) я должен знать (2) и понимать (3) в чём именно они заключаются (4) и как вовремя осознать (5) что совершаешь ошибку. 
  4. Когда все ещё спали (1) Мирон должен был достать большой самовар (2) который уже несколько лет лежал в кладовой (3) потому что рассчитан он был на чаепитие (4) как минимум двенадцати человек (5) хотя в его семье (6) никогда не было больше пяти. 
  5.  Весь следующий день (1) Герасим не показывался (2) так (3) что за водой (4) пришлось послать кучера (5) который (6) если бы не строгое приказание барыни (7) никогда бы не согласился выполнять чужую работу. 
  6. Медсестра Алевтина встала (1) когда вошёл Пётр (2) чтобы поприветствовать его (3) и (4) приступить к осмотру (5) и (6) когда он снял рубашку (7) увидела (8) какой шрам от ранения был на его спине. 
  7.  Пушкин знал (1) что в делах почти всех осуждённых (2) по делу о декабристском восстании (3) находили его стихи о свободе (4) что стихи эти были широко распространены в армии (5) и (6) что сам он у Николая Первого на подозрении (7) хотя прямых улик против поэта не было. 
  8.  Царь спросил у Пушкина (1) переменился ли образ мыслей поэта (2) и даёт ли он слово отныне действовать иначе (3) без намерения вредить правительству России. 

 

CПП19. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите типы (виды) придаточных. Укажите способы подчинения в каждом предложении (последовательное, параллельное однородное, параллельное неоднородное). 

  1. Северов знал что если всё пойдёт удачно дело непременно решится в его пользу.
  2. Всем хотелось понять что председатель будет делать дальше и что получится потом. 
  3. Когда ребята вернутся мы пойдём в лес чтобы отыскать прошлогоднюю поляну окружённую высокими дубами. 
  4. И тут Савелий отошёл к окну потому что не хотел участвовать в бессмысленном споре который так давно шёл между Портновым и Семёновым.
  5. Почему Татьяна сказала неправду и по какой причине продолжала жить во лжи было непонятно. 
  6. Хотя солнце светило ярко я точно знал что домой до заката мы к сожалению вернуться не успеем.
  7. Я всё сделал правильно так что ответ оказался верным хотя этого никто не ожидал.
  8. Мы остановились у излучины реки где росла густая трава и где тихо пели птицы.
  9. А вот и дом в котором я прожил так долго что уже и не помню когда мы там поселились.
  10. Он держался отважно как ведёт себя бравый полковник перед сражением которое решает его дальнейшую судьбу.
  11. Когда небо затянули тучи и пошел дождь мы были вынуждены вернуться домой.
  12. И тот кто верен своим друзьям кто смело встречает жизненные невзгоды может считать себя сильным человеком.
  13. Так как лесника не было дома мы решили пойти к ущелью одни хотя абсолютно ничего не знали о его расположении.
  14. Я рассказал ему о том что нашел поляну на которой росли редкие целебные травы.
  15. Возможно я поступил опрометчиво рассказав о кладе который был зарыт здесь и который безуспешно искали все жители села много лет.
  16. Мы остановились там где река поворачивала к деревне в которой я уже бывал не раз.
  17. Туристы расстроились потому что не смогли найти тропинку хотя тщательно изучили план местности.
  18. Поручик рассказал мне грустную историю своей жизни потому что доверял мне и не мог больше держать всё в себе.
  19. Спустя несколько минут я остановился чтобы сориентироваться на месте и понять куда мне двигаться дальше.
  20. Если бы Петя знал что Медведев обманет его то остановился бы на ночлег у лесника который жил в избушке на окраине леса.

 

CПП20. Заполните таблицу: укажите номер предложения, выпишите грамматические основы, запишите без пробелов и запятых цифры, на месте которых должны стоять запятые, укажите типы придаточных и способы связи в СПП. Переписывать предложения не нужно

Образец: 0. Выйдя на улицу (1) он (2) вдруг (3) вспомнил (4) что не простился с Соней (5) потому что она замерла от его крика (6) и осталась стоять посреди комнаты (7) которую она снимала сама (8) и (9) которая была ему хорошо знакома. 

Грамматические основы

Цифры, на месте которых

должны стоять запятые

Типы/виды придаточных Способы связи в СПП
0 он вспомнил, не простился, она замерла и осталась стоять, она снимала, которая была знакома  1457 изъяснительная, обст. причины, определительная, определительная последовательная; параллельная однородная
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
...        

1. Героем (1) называют человека (2) который (3) в решительный момент (4) делает то (5) что нужно делать (6) в интересах общества.

2. Чтобы выработать характер (1) надо воспитывать в себе волю (2) так как человек без воли (3) становится игрушкой (4) в руках всякого проходимца.

3. Раскольников затосковал (1) потому что (2) когда он вдруг сообразил (3) что не следовало вчера всё рассказывать Андрею Семёновичу (4) то его злоба удвоилась. 

4. Когда видишь человека (1) лицо которого (2) искажено злобой (3) нужно лишь улыбнуться.

5. Утром (1) Репин спешил в мастерскую (2) и там буквально истязал себя творчеством (3) потому что тружеником (4) он был беспримерным (5) и даже стыдился той страсти к работе (6) которая заставляла его (7) от рассвета до сумерек (8) отдавать все силы полотнам.

6. Войдёшь (1) бывало (2) в комнату (3) которая была расположена под его мастерской (4) и слышишь топот (5) так как (6) когда Репин делает мазок (7) он всякий раз отходит (8) поглядеть на свой холст.

7. Неизвестно (1) чем прославился бы Михаил Пришвин (2) если бы он остался агрономом (3) и если бы не стал писать (4) свои знаменитые книги. 

8. Если внимательно прочитать (1) всё написанное Пришвиным (2) убеждаешься в том (3) что он превосходно видел (4) и знал природу (5) и (6) что он не успел рассказать нам о ней (7) даже сотой доли.

9. Предупреждаю вас (1) что (2) когда я сидел с Мармеладовым в трактире (3) где он разыскал меня сам (4) я насилу от него отвязался. 

10. В тишине (1) отчётливо послышалось (2) как простонал человек (3) и как тяжело захрустел наст под ногами медведя (4) которого выгнали из леса необычный гул и треск. 

11. Когда Порфирий сказал (1) что хочет жениться (2) и (3) что ему уж невесту сватают (4) все начали поздравлять его (5) не зная (6) что никакой невесты (7) на самом деле (8) нет. 

12. Удивили (1) вы (2) меня (3) Родион Романыч (4) настолько (5) что я даже примчался к вам незваным гостем (6) хотя заранее знал (7) что так и будет. 

 

СПП21Заполните таблицу: укажите номер предложения, выпишите грамматические основы, запишите без пробелов и запятых цифры, на месте которых должны стоять запятые, укажите типы придаточных и способы связи в СПП. Переписывать предложения не нужно

Образец: 0. Выйдя на улицу (1) он (2) вдруг (3) вспомнил (4) что не простился с Соней (5) потому что она замерла от его крика (6) и осталась стоять посреди комнаты (7) которую она снимала сама (8) и (9) которая была ему хорошо знакома. 

Грамматические основы

Цифры, на месте которых

должны стоять запятые

Типы/виды придаточных Способы связи в СПП
0 он вспомнил, не простился, она замерла и осталась стоять, она снимала, которая была знакома  1457 изъяснительная, обст. причины, определительная, определительная последовательная; параллельная однородная
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
...        

 

1. Ассоль сидела у окна (1) и читала (2) когда (3) вдруг (4) она заметила на синей (5) морской глади белый корабль с алыми парусами (6) так что она вздрогнула (7) замерла (8) потом резко вскочила (9) и побежала к морю. (Александр Грин, советский писатель, из повести "Алые паруса")

2. Когда говоришь без всякого плана (1) то не отгадаешь (2) куда заведёт тебя (3) произносимая тобою (4) речь. 

3. Но грустно думать (1) что напрасно (2) была нам молодость дана (3) что изменяли ей всечасно (4) что обманула нас она. (Александр Пушкин, русский писатель первой половины 19 века, из романа в стихах "Евгений Онегин")

4. Скоро выяснилось (1) что билеты (2) на предстоящий спектакль (3) поставленный начинающими актёрами (4) будут продаваться (5) когда подъедет автобус (6) который развозил декорации. 

5. Пусть красота эта (1) войдёт в сердце (2) вместе с мыслью о том (3) что не было бы цветущих садов (4) и не звучали бы чудесные песни (5) если бы не было тысяч бойцов (6) которые пролили кровь за свободу Родины. 

6. В Арзамасе (1) было много чудотворных икон (2) хотя чудес в городе происходило мало (3) потому (4) наверное (5) что в шестидесяти километрах (6) находилась знаменитая Саровская пустынь (7) с преподобными угодниками (8) которые переманивали все чудеса к своему месту. (Аркадий Гайдар, советский писатель, из повести "Школа")

7. Директор ошибался (1) высказывая предположение (2) что (3) вероятно (4) многие были посвящены (5) в план побега Спагина (6) потому что положительно (7) никто (8) ничего не знал. (Аркадий Гайдар, советский писатель, из повести "Школа")

8. Второгодник Дубилов сказал (1) что встретил недавно (2) Вальку в магазине (3) где тот покупал батарейку (4) для карманного фонаря. (Аркадий Гайдар, советский писатель, из повести "Школа")

9. Если кто знает (1) где сбежавшие ученики (2) пусть напишет им (3) дабы не убоялись они вернуться (4) пока есть время (5) под родительский кров.  (Аркадий Гайдар, советский писатель, из повести "Школа") 

10. А позвольте (1) вас спросить (2) молодой человек (3)  за каким же чёртом вас на Нижний Новгород понесло (4) где ваша голова (5) и где в оной мои уроки географии? (Аркадий Гайдар, советский писатель, из повести "Школа")  

 

СПП22. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите цифры на месте запятых. Выделите грамматические основыУкажите типы придаточных и способы связи. 

1. Ребята с разбегу бросились (1) в медленно протекавшую (2) вдоль рощи (3) реку (4) вода (5) в которой уже достаточно прогрелась (6) потому что в последние дни (7) было невероятно жарко.

2. Когда оратор (1) закончил свою (2) недолго длившуюся (3) речь (4) в зале воцарилось молчание (5) так как публика была потрясена услышанным (6) так что следующему выступающему (7) слово предоставили (8) только через пятнадцать минут. 

3. Доложив генералу всё (1) что нужно было (2) он прошёл в свою комнату (3) в которой (4) уже давно вернувшись (5) и дожидаясь его (6) сидел князь Галицын.

4. Пьер (1) которого ласкали (2) и прославляли (3) когда он был лучшим женихом Российской империи (4) после своей женитьбы (5) сильно потерял во мнении общества. 

5. Он бережно поцеловал жену и пошёл в комнату (1) где ожидали его краски (2) и кисти (3) и холст — всё то (4) без чего он не мог представить себе (5) ни одного дня жизни.

6. Игнатий Хвостов (1) рассказал товарищам о том (2) кто был Траян (3) и каким жестоким преследованиям (4) подвергал он первых христиан (5) которые за веру готовы были отдать жизнь. 

 

CПП23. Тест. Укажите номера верных вариантов ответов на вопросы 1-17: сначала укажите номер вопроса, затем через точку номер ответа. 

Образец: 1.2
                  2.4

1. В каких предложениях между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Человек видит поэзию земли там, где есть настоящая красота и где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями. 

2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны, которые приковывают наше внимание настолько, что отлучиться из этого мира уже становится невозможно. 

3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

 

2. В каких предложениях между главным и придаточными предложениями параллельное однородное подчинение?

1) Чем дольше я живу, чем больше общаюсь с людьми разных поколений, тем полнее открывается мне мир. 

2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

4) Когда шёл этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал Иван Колымет.

 

3. В каких предложениях между главным и придаточными предложениями неоднородное параллельное подчинение?

1) Всё, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обострённом луче света, который находился в его уме.

2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

 

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчинённом предложении.

Но чтоб падали селенья, / Чтобы нивы пустовали — / Нам на то благословенье / Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчинённые придаточные части, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.

2. Запятая отделяет соподчинённые придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные 

придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

 

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного СПП?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния (?) когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая

2. Точка с запятой

3. Тире

 

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснётся ль благодать / Моей души болезненно-греховной, / Удастся ль ей воскреснуть и восстать. / Пройдёт ли обморок духовный? (Ф. Тютчев)

1. Однородное подчинение

2. Неоднородное подчинение.

 

7. Сколько запятых в этом предложении? 

Фёдор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам. (В. Тендряков)

1. Пять

2. Шесть

3. Семь

4. Восемь

 

8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. (Н. Гоголь)

1. Неоднородное подчинение

2. Последовательное подчинение.

 

9. Какой тип подчинения представлен в данном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, Носопырь притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное подчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная цели и придаточная определительная часть.

2. Неоднородное подчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

 

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.

2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

 

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

 

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий  (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

 

13. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову. (М. Громов)

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

 

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше. (А. Платонов)

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

 

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

 

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами

(П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.

2. Запятая нужна; три запятые.

3. Запятая нужна; пять запятых.

 

17. Определите тип подчинения в данном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины жёлто-красной, / Слагаю я весёлые стихи / О жизни тленной, тленной и прекрасной. (А. Ахматова)

1. Неоднородное подчинение придаточных; запятая нужна.

2. Однородное подчинение придаточных; запятая не нужна.

 

СПП24. Укажите верные варианты ответов на вопросы 1-15: сначала укажите номер вопроса, затем через точку - литеры ответа без пробелов.

Образец: 1.АБ
                  2.БВГ 

1. Какие утверждения являются верными? 
А) В СПП придаточная часть может стоять после главной, в середине или перед ней.

Б) Придаточная часть всегда стоит после главной.

В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

Г) Главная часть может предшествовать придаточной, или стоять после неё, или находиться в середине предложения. 


2. Какие предложения не являются сложноподчинёнными (знаки препинания не расставлены)? 
А) Когда Леночка увидела котят сердце её зашлось от жалости к ним.

Б) Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты и я забыл твой голос нежный твои небесные черты. (Александр Пушкин)

В) Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

Г) Берёзки словно девочки босые стоят в снегу.


3. Какие предложения являются сложноподчинёнными?

А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б) В ком добра нет, в том правды мало.

В) Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г) Кого люблю я, не таков. (Александр Грибоедов)

 

4. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным времени.

А) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Б) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

В) Когда я вернусь, засвистят в феврале соловьи. (Александр Галич)

Г) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (Сергей Есенин)

 

5. Найдите среди данных предложений СПП с придаточным места.

А) Это и была ничем не примечательная школа, куда меня направили.

Б) Я знал, куда меня отправят в командировку. 

В) Я приехал туда, куда мне было выдано предписание. 

Г)  Там, где море вечно плещет на пустынные скалы, где луна теплее блещет в сладкий час вечерней мглы, где, в гаремах наслаждаясь,
дни проводит мусульман, там волшебница, ласкаясь, мне вручила талисман. (Александр Пушкин)

 

6. Найдите среди данных предложений СПП с придаточным условия.

А) Если ты небес избранник, свой дар, божественный посланник, во благо нам употребляй. (Александр Пушкин)

Б) Только когда заплатите аванс, я возьмусь за работу. 

В) Заниматься начатыми, но прерванными работами я просто не стану, если срок до казни все равно недостаточен для их стройного завершения. (Владимир Набоков)

Г) Цинциннат часто бывал там, когда Марфинька была невестой и боялась лягушек, майских жуков... (Владимир Набоков) 

 

7. Укажите СПП с придаточным определительным.

А) Чуть только тучка закроет солнце, лес сразу становится угрюмым.

Б) Огонёк, что виднелся вдали, потух.

В) Надо будет встать с места, пока не включат свет.

Г) Мысль, как действовать в случае провала операции, не давала ему покоя. 

 

8. Укажите предложения с придаточным образа действия.

А) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена.

Б) Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. (Николай Островский)

В) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

Г) Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям. (Максим Горький)

 

9. В каком СПП придаточное предложение стоит внутри главного? (Знаки препинания не расставлены)

А) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

Б) Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.

В) Должно быть каждый из нас подумал о мерцающих звездах о лесных ручьях которые бегут под буреломом.

Г) Он знал довольно по-латыне чтоб эпиграфы разбирать потолковать об Ювенале в конце письма поставить vale да помнил хоть не без греха из Энеиды два стиха. (Александр Пушкин)

 

10. Определите вид подчинительной связи в предложении:

Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.

А) Однородное

Б) Неоднородное

В) Последовательное

Г) Смешанное 

 

11. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Александр Пушкин)

Б) Чем дольше он ждал, чем тише ствновился месяц, тем сильнее стучало его сердце.  (По Фёдору Достоевскому)

В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (Алексей Сурков)

Г) Изображу ль в картине верной уединённый кабинет, где мод воспитанник примерный одет, раздет и вновь одет? (Александр Пушкин)

 

12. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Параллельное однородное

Б) Параллельное неоднородное

В) Последовательное

Г) Смешанное 

 

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами чёрствую землю.

Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В) Если хочешь быть защитником леса, помни, что надо беречь деревья, кусты и птиц.

Г) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель. (Александр Пушкин)

 

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и всё в лесу примолкает.

В) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

Г) Вы не верьте в мою немоту, даже если я вдруг упаду, даже если уйду, то не в землю уйду: я не в землю, я в песню уйду. (Роберт Рождественский) 

 

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания:

Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю старика (3) то уже впоследствии трудно будет освобождаться от его опеки (4) так досаждавшей мне. (Александр Пушкин)

А) 1234

Б) 134

В) 123

Г)  13

 

СПП25. Тест. Укажите варианты верных ответов без пробелов и запятых

1. Укажите неверные утверждения.
А) В СПП части неравноправны.

Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

В) Союзы не являются членами предложения. 

Г) Союзные слова не являются членами предложения. 

Д) Между частями CПП может стоять двоеточие.

2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены). Объясните, почему оно лишнее. 
А) За окном ничего нет кроме давно погасших фонарей.

Б) Чуть брезжило когда нас разбудили.

В) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

Г) Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету. (Юрий Энтин) 


3. Найдите сложноподчинённое предложение.
А) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

Б) Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В) Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпускает беду.

 

4. Укажите СПП с придаточным места
А) Я знаю, где ты был.

Б) Мы любим дом, где любят нас.

В) Там, где кончался лесок, ярко-зелёной оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

 

5. Определите вид придаточного в СПП
Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес. 
А) придаточное времени

Б) определительное

В) условное

 

6. Укажите СПП с придаточным причины
А) Так как не было свободных мест, мы ехали стоя.

Б) Андрей почувствовал, что кто-nо дёргает его за рукав.

В) Он полез в нагрудный карман гимнастёрки, где в плоской коробочке лежал шприц.

 

7. Найдите среди предложений СПП с придаточным цели
А) Они медленно пошил вниз, где их уже ждали

Б) Чтобы не стоять неподвижно, она повернулась и стала медленно снимать шубу.

В) Их нет, так что пока можно отдохнуть. 

 

8. Укажите СПП с придаточным условия
А) Надо будет встать с места, пока не включат свет.

Б) Наконец, он оказался на таком месте, откуда было всё видно.

В) Раз уж так вышло, выясним наши отношения. 

 

9. Где в указанном предложении стоит придаточная часть?:
Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, 

а идеями драматурга
А) перед главным предложением,

Б) после главного предложения,

В) в середине главного предложения

 

10. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных
А) Даже в разгар лета, когда всё кругом уже выгорело и степь лежит в белёсой дымке палящего зноя, холмы покрыты цветами.

Б) Если люди смогли пронести дружбу через всю жизнь, это значит, что она выдержала все проверки и испытания.

В) Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят. 

 

11. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А) Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, каждый знает - это вот для прогулок плохо.

Б) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

В) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

 

12. Укажите СПП с однородным подчинением
А) В первый же вечер, когда полная луна повисла над бухтой и цикады завели свои ночные песни, она вышла к морю.

Б) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

В) Когда в городе всё стихло, Серёжка пробрался в парк по дороге, которую наметил ещё днём.

 

13. Найдите СПП с несколькими придаточными
А) Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.

Б) Когда я подходил к дому, меня поразило, что все окна были распахнуты.

В) В жаркие июльские дни, когда город, окружённый со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно 

чувствовалась тишина и прохлада.

 

14. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.

Б) В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.

В) Я приду и если вы что-нибудь не поняли, объясню вам. 

 

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания.

Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно (3) и долго (4) никак нельзя было передать того (5) что он сказал.

А) 1,2,4,5

Б) 1,4,5

В) 1,5.