schoolexpert@yandex.ru
Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

Упражнения по теме "Сложноподчинённые предложения"

СПП1. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Дайте характеристику каждому предложению.

1. Я соб..ралась встать как вдруг глаза мои ост..новились на (не)подвижном человеческом образе.

2. Я вгл..делась то была молодая красивая девушка.

3. Она с..дела в двадцати шагах от меня задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

4. А левый дальний берег (по)прежн..му тонул во тьме и тьма рисовала там огромные (не)лепые фигуры.

СПП2. Перепишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите грамматические основы. Задайте вопрос к каждой придаточной части и укажите её вид

1. Вечером я встретился с другом который меня уже ждал в том кафе где мы условились увидеться. 

2. В тот час когда солнце всходит птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал как шумит ручей.

4. Мы не спросили чего он боится и чего ожидает от предстоящего концерта. 

5. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов на поляне раскинувшейся за моим окном. 

6. Ученик готовился к контрольной работе так как советовал учитель.

7. Мы плывём наудачу так как темнота после зарниц кажется ещё гуще.

8. Всюду где только лес был пореже лежали на земле тени.

9. У казака такой конь что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту чтобы подышать свежим воздухом. 

 

СПП3Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных. 

1. Лучшая доля достаёт..ся тому кто стр..мит..ся к успеху.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намере..ы делать.

3. Чего я жду (не)знаю сам.

4. Он спросил не будет(ли) приказаний и исчез.

5. Я (не)могу определё..о сказать что нам нравилось больше ходить босиком или ощущать свободу.

6. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь.

7. Утром ещё солнце не успело поднят..ся мы покинули поселок.

8. Науче..ый горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с неё.

9. Тропинка подн..мается в скалы где смотрят..ся в небо красные сосны и падает в моховые болота.

10. Я взбежал по лес..нице которая вела в св..тлицу и вош..л в комнату.

11. Она подала мне знак что(бы) я подождал и вышла.

12. Я смотрю (в)даль где видны с..луэты судов и вижу ми..ионы огней.

13. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

14. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

15. Я пол..гаю что все короли хотят что(бы) мы приняли турецкую веру.

16. (Не)хорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда ра..чихаеш..ся когда войдёшь.

17. Вы думали что я буду слушать смире..о дерзости потому(что) у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

18. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда об..явили ему что мы уходим.

 

СПП4Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных. 

    1. Все говорили что я перем..нился что я выр..с и поумнел.
    2. Ко мне пришёл Савич сказать что последняя лодка идёт на берег и что(б) я поторопился.
    3. В то(же) время мелькала у меня мысль что я спрятался что маменька не увид..т моих слёз.
    4. Там был старенький домишко где жил (не..)когда мой дедушка и где р..дились все мои тётки и мой отец.
    5. Ра..кажи мне хорошенько каков он собою и что он за человек.
    6. Мать сказала что устала лежать и что ей хочет..ся пос..деть.
    7. Они убегали на Запорожье если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.
    8. Его надо вид..ть летом когда все деревья будут покрыты плодами и когда заиграют все мои двадцать р..дников.
    9. Я хочу ра..казать вам историю жен..щины которую вы все видели и которую (н..)кто из вас (н..)знал.

СПП5Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки на стыке союзов. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных. 

1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.

2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.

3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.

4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.

5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.

 

СПП6. Выпишите сначала предложения с союзами, затем - предложения с союзными словами. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1) Я полюбил эту маленькую окраи..ую улицу и был увер..н что она самая живописная. (К. Паустовский)

2) Если жизнь тебя обман..т (н..)печалься (н..)сердись! (А. Пушкин)

3) В берёзовом лесу всегда светлее (как)буд(то) берёзы сами светят..ся тихим светом и осв..щают пространство вокруг себя. (В. Солоухин)

4) Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкин)

5) Нуж..н маленький кувшинчик что(бы) мог малютка джиннчик уместит..ся ловко в нём становит..ся вдруг огнём над кувшином выр..стать джинном настоящим стать! (Г. Ляховицкая)

6) Кто словом скор тот в делах редко спор. (Пословица)

7) Жизнь ты помн..шь солдат что погибли тебя защищая? (К. Ваншенкин)

8) То что написа..о пером не выруб..шь топором. (Пословица)

9) Каков пастух таково и стадо. (Пословица)

10) Проголодавшись я заш..л в ресторан и стал размышлять что(бы) мне заказать. 

11) Кто может знать что ждёт меня? (А. Пушкин)

12) С реки доносились какие(то) звуки словно тихо охала чья(то) могучая тоскующая грудь. (М. Горький)

 

СПП7. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки. Выделите грамматические основы. Определите виды придаточных и способы подчинения. 

..десь герой наш (по)(не)воле отступил (на)зад и погл..дел на него пристально. Ему случалось вид..ть (н..)мало всякого рода людей даже таких каких нам с читателем может быть (н..)когда (н..)пр..дёт(?)ся увидеть но такого он ещё (н..)видывал. Лицо помещ..ка (н..)пр..дст..вляло (н..)чего особе..ого оно было почти такое(же) как у многих худощавых стариков один подбородок только выступал очень д..леко (в)перёд так что он должен был каждый раз закрывать его пл..тком что(бы) (н..)заплевать. Маленькие глазки бегали из(под) высоко выр..сших бровей как мыши когда высунувши из тёмных нор остренькие морды наст..рожа уши и м..ргая усом они высматр..вают (н..)зат..ился ли где кот или мальчишка(шалун). Г..раздо зам..чательнее был наряд его (н..)какими средствами и ст..раньями (не)льзя было докопат(?)ся из чего состряпан был его халат рукава и полы до того засалились что пох..дили на юфть какая идёт на сапоги (с)зади (в)место двух болталось четыре полы из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него было повяза..о что(то) такое которого (не)льзя было разобрать чулок ли подвязка ли или набрюшник только (н..)как (н..)галстук. Словом если(бы) Чичиков встретил его где(нибудь) у церковных дверей то вероятно дал бы ему медный грош. Но перед ним стоял (н..)нищий перед ним стоял помещ..к и у этого помещ..ка была тысяча (с)лишком душ(?)

(По Н.В. Гоголю)

 

СПП8. Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Расставьте знаки препинания.

1) Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен что она самая живописная. (К. Паустовский) 2) То что тихо я тебе рассказываю так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак) 3) В берёзовом лесу всегда светлее как будто берёзы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В. Солоухин) 4) Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкин) 5) Я уверен что земляничный аромат ни с чем не спутаешь. (В. Солоухин) 6) Кто словом скор тот в делах редко спор. (Пословица) 7) Было ясно что надо торопиться. 8) То что написано пером не вырубишь топором. (Пословица) 9) Каков пастух таково и стадо. (Пословица)

 

СПП9. Запишите сложноподчинённые предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы. Определите, союзом или союзным словом соединены части в каждом предложении.

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер..це у него з_билось от радсти. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то пр..пало. (Пословица) 3) (Не)было (н..)какой н..дежды что небо про_сни(тся, ться). (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад_вать по гл_зам что ей нрав..лось. (И. Гончаров) 5) В сложной би..графии Андерсена (не)легко уст..новить то время когда он нач..л писать свои первые пр..лес..ные ска..ки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о вр..менах гр..дущих когда народы распри поз_быв в в_ликую семью со..д..ня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Пут..ше..ствие (н..)пок..залось ему столь ужас..но как он того ож..дал. (А. Пушкин) 8) Этот слепой (н..)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)

 

СПП10. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.

1) Тот, кто ..., ... .
2)... к тому, кто ....
3)... такой ..., который ....
4)... там, где ....

 

СПП11. Преобразуйте сложносочинённые предложения в сложноподчинённые. Сравните синтаксические синонимы, сделайте вывод. Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоятельной работы. 2) Кончился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. 3) В аудитории стало душно, и нам пришлось открыть форточку.

 

СПП12. Спишите, выделяя запятыми придаточные предложения. Обозначьте средства связи в сложноподчинённых предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жатву и я боялся что(бы) не проспать чтобы она не ушла от меня.

2. Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди.

3. Как бы ни была богата последу..щая жизнь восп..м..нания детства н.. с чем (н..)сравнимы. Я ст..раюсь найти где и когда зар..дились во мне те или иные душевные качества либо (не)достатки.

4. У человека самая яркая пора детство. Всё что связа..о с детством кажет..ся потом пр..крас..ным. Детство человека .это н.. игра в куклы или в солдатиков но период жизни довольно суровый и ответстве..ый ибо име..о в детстве форм..рует..ся характер человека име..о в детстве его пост..гают всякие неожида..ости способные оборвать ниточку жизни. То что страшно яблон..вому ростку (н..)страшно взрослой крепкой яблоне. (В. Солоухин)

 

СПП13. Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Обл..чко обр..тилось в белую тучу которая т..жело подымалась росла и постепе..о облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как н.. был яростен ураган он ослаб..вал. (М. Булгаков) 4. Я хочу знать как это делает..ся. 5. Я тот чей взор надежду губит едва надежда ра..цветёт. Я тот кого н..кто не любит и всё живущее клянёт. (М. Лермонтов) 6. Прок..тился такой звук какой бывает когда с грузовика ..брасывают на землю листовое железо. (М. Булгаков) 7. Не тот муж..ствен кто лезет на опас..ность (н..)чу..ствуя страха а тот кто может под..вить самый сильный страх и думать об опас..ности н.. подч..няясь страху. (К. Ушинский) 8. Чего в других н.. люб..шь того и сам н.. делай. (Пословица) 9. Кто за счастье бор..тся к тому оно и клон..тся. (Пословица) 10. Терпенье цветок который р..стёт не в каждом саду. (Пословица)