М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Контрольная работа по разделу "Сложноподчинённые предложения". Демоверсия

Контрольная работа состоит из трёх разделов: "Теория" (два задания), "Практика" (два задания), "Пунктуация" (одно задание). Каждый раздел оценивается отдельно. 

Раздел "Теория"

1. Исправьте ошибки в суждениях или укажите, что суждение верно:

А) Части сложноподчинённого предложения могут быть связаны при помощи подчинительных союзов, союзных слов или частицы "ли".

Б) Между предикативными частями СПП возможна как подчинительная, так и бессоюзная связь.

В) Союзное слово невозможно убрать из СПП без потери смысла.

Г) Подчинение, при котором первое придаточное предложение подчиняется главной части, второе придаточное - первому, третье - второму, называется параллельным однородным.

Д) Подчинение, при котором одинаковые по смыслу придаточные относятся к разным словам в главном предложении, или к одному и тому же слову в главной части относятся разные по смыслу придаточные, называется параллельным неоднородным. 

Е) Если подчинение не является ни последовательным, ни параллельным, то оно относится к перпендикулярному типу. 

Ж) Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. 

З) На вопросы как что? подобно чему? отвечают придаточные сопоставительные. 

И) Придаточное предложение может находиться только после главного. 

 

2. Продолжите суждения или восстановите в них пропущенное слово. Переписывать суждения полностью не нужно - достаточно указать недостающие элементы в каждом из пунктов. 

А) Между предикативными частями СПП - <...>  связь. 

Б) Зависимая предикативная часть СПП называется <...> .

В) Повествовательное предложение с союзным словом можно превратить в <...> .

Г) Конструкции типа там... где, тот... кто, то... что, настолько... насколько, туда... куда, такой... какой называются <...> . 

Д) Параллельное однородное подчинение предполагает соблюдение двух условий: а) придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, б) <...>

Критерии оценивания раздела "Теория"

"5" - не более одной фактической ошибки или не более одного неточного (неполного) ответа

"4" - 2-3 фактические ошибки 

"3" - 4-6 фактических ошибок

"2" - 7-10 фактических ошибок

"1" - 11 и более фактических ошибок.

Три исправления приравниваются к одной ошибке. 

Раздел "Практика"

3. Укажите номера только сложноподчинённых предложений. Ответ дайте в виде сочетания цифр без пробелов и запятых (например, 95732).

1) Сквозь окно, на котором были нарисованные морозом узоры, пробивался солнечный свет.

2) Учитель объявил: завтра наш класс идёт в поход.

3) На розовых цветках деловито ползали пчелы, да и красивые бабочки порхали рядом.

4) Состоится ли родительское собрание, мы вечером ещё не знали.

5) Мама любит георгины, однако бабушка предпочитает астры.

6) На улице дождь, так что играть во двор Нина не вышла.

7) Серёжа так старался всем понравиться, что у него покраснело лицо.

8) У Серёжи покраснело лицо - так он старался всем понравиться. 

9) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по её старым переулкам. 

 

4. Укажите только номера предложений, в которых способом связи является союзное слово. Ответ дайте в виде сочетания цифр без пробелов и запятых (например, 4286)

1) Понятно, что, зайдя в лес, я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Ему хотелось сделать так, как никто ещё не пробовал.

3) Мы знали,что именно завтра будет не сделано.

4) Мы подошли к дому, где располагалась бухгалтерия.

5) Я понимал, что он только может верить мне в эти минуты.

6) В бараке, куда затиснулся на ночь Сергей, вытянулся жёлто-белый круг льда и снега.

7) Хотя моросил холодный дождь, уборка картофеля продолжалась.

8) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем, тучи были неподвижны.

9) С нагорной высоты хорошо виделся мост, через который всё ещё шли колонны отступающих солдат.

 

Раздел "Пунктуация"

5. Внесите в таблицу требуемые данные. Переписывать предложения не нужно. 

 

Номер предложения

Номера пропусков,

на месте которых должны стоять запятые

Количество

грамматических основ

Типы/виды придаточных Способ подчинения*
1        
       
       
       
       
       
       
       
       

1) Гулять (1) дети не пошли (2) потому (3) что на улице было почти везде грязно (4) хотя дождь прошёл (5) ещё вчера вечером (6) и солнце светило так (7) словно и не было вчера непогоды. 

2) Служи народу (1) который тебе близок (2) так (3) чтобы за него ты мог пойти в огонь (4) и в воду.

3) Он так весело рассмеялся (1) словно услышал самую остроумную шутку (2) в своей жизни (3) так (3) что и другие невольно начали хохотать. 

4) Я сделал всё (1) так  (2) как указывал Евсеич (3) и (4) как подсказывала мне интуиция. 

5) Хозяин предложил гостям (1) окончить вист после завтрака (2) и все пошли в ту комнату (3) откуда несшийся запах (4) давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей (5) и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.

6) Однако (1) тут увидел Чичиков (2) что это был скорее ключник (3) чем ключница (4) потому что ключница не бреет бороды (5) которую представший перед ним незнакомец брил (6) по-видимому (7) довольно редко (8) так как весь подбородок походил у него на скребницу из железной проволоки (9) какою чистят на конюшне лошадей.

7) На местности показывал он молодым солдатам (1) как надо переползать (2) как войлоком обматывать сапоги (3) чтобы шаг был бесшумен (4) как по моховым наростам на дереве (5) да по годовым кольцам на пнях определять стороны света (6) как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны (7) как сбивать собак со следа (8) и (9) как в снегу прятаться от холода.

8) Князь Василий говорил всегда лениво (1) как актёр (2) говорит роль старой пьесы (3) которую он играет (4) уже в пятидесятый (5) или в сотый раз. 

9) А вечером (1) когда стемнело (2) и возница уже отправился запрягать лошадь (3) старик на прощанье (4) сам спел нам несколько песен.

 * Способы подчинения придаточных: 1) последовательное (П), 2) параллельное однородное (ПО), 3) параллельное неоднородное (ПН)

Критерии оценивания разделов "Практика" и "Пунктуация"

"5" - не более одной фактической ошибки и/или не более одной пунктуационной ошибки

"4" - сумма фактических и пунктуационных ошибок от 2 до 4 

"3" - сумма фактических и пунктуационных ошибок от 5 до 10

"2" - сумма фактических и пунктуационных ошибок от 11 до 19

"1" - сумма фактических и пунктуационных ошибок от 20 и более.

Три исправления приравниваются к одной ошибке.