М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Задания по теме "Разговорный и литературный язык"

1. Подберите не менее трёх прилагательных к понятию "литературный язык". Дайте каждому из подобранных прилагательных обоснование. 

2. Чем близки и чем различаются литературный и разговорный языки? 

3. Выпишите из толкового словаря русского языка не менее 10 слов и выражений со стилистической пометой разг. (разговорное) и 10 слов и выражений с пометой прост. (просторечное). Охарактеризуйте разницу между разговорными и просторечными средствами языка.

4. Выпишите из текста разговорные и просторечные слова. Сколько персонажей в этой басне? Дайте характеристику каждому из них.  


Иван Андреевич Крылов. "СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ"

Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу ворон говорит, —
Коль  корни  обнажишь, оно засохнуть  может». —
«Пусть сохнет, —  говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».

— «Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут,—
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.


5. Прочитайте фрагмент повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" и ответьте на вопросы

Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала... но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar ici...» - и молодой охотник показался из-за кустарника. 

«...Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается».

Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами.

«Да нет, барин, — сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, — боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется».

Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку.

«Я провожу тебя, если ты боишься, — сказал он ей, — ты мне позволишь идти подле себя?» — «А кто те мешает? — отвечала Лиза, — вольному воля, а дорога мирская». — «Откуда ты?» — «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» — «Так точно,— отвечал Алексей, — я камердинер молодого барина».

Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась.

«А лжёшь, — сказала она,— не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин».— «Почему же ты так думаешь?» — «Да по всему». — «Однако же?» — «Да как же барина с слугой не распознать? и одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему».

Лиза час от часу более нравилась Алексею. Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять её; но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений. «Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, — сказала она с важностию, — то не извольте забываться».

 1. С помощью каких языковых средств характеризуются персонажи повести? 

2. Найдите слова и словосочетания в речи автора и молодого барина, которые в настоящее время мы относим к разговорной лексике.

3. Какие слова в тексте из повести Пушкина вам представляются устаревшими?

6. Прочитайте рассказ М.М. Зощенко "О пользе грамотности". С помощью каких языковых средств создаётся здесь образ рассказчика? Чем он близок читателю? Укажите все признаки разговорного языка в этом рассказе


Михаил Михайлович Зощенко. О ПОЛЬЗЕ ГРАМОТНОСТИ

А ведь я, грешный человек, думал, что у нас неграмотных людей не осталось. Я думал, что неграмотные давно уже ликвидированы.
Конечно, я не предполагал, что народ по-французски лепетать начал и вообще высшую арифметику узнал. Я про это не думал. Однако насчёт читать, писать и фамилию подписывать — это мне казалось очень даже просто и возможно.
Оказалось, не так это дело обстоит. Вот извольте поглядеть, какая история развернулась на этом фронте.
В прошлом месяце на одном громадном заводе решено было покрепче навалиться на неграмотных. Всё-таки новый год наступил. А там вскоре десятая годовщина предвидится. А там опять новый год. А неграмотные еще не вполне ликвидированы. Нехорошо это. Некультурно. Надо навалиться. Ну, и в силу этого решили навалиться.
Председатель культкомиссии собрал своих помощников и ведомости на получку денег тоже рассмотрел. Поинтересовался, кто как и кто никак подписывается. Ну, и оказалась целая армия неграмотных. Больше ста. А в школу ходит ликвидироваться едва ли тридцать. Значит, остальные ловчатся.
Председатель культкомиссии собрал своих помощников и говорит:
— Вот что, ребята, надо беспременно навалиться. Пущай завтра соберутся все неграмотные в восемь часов вечера. Объявить про это.
Помощники — ребята молодые, горячие — сразу за дело принялись, начали между собой программу обсуждать. И вот, конечно, назавтра вечер наступает. Восемь бьет. Культкомиссия в полном боевом составе является. Председатель тут же, конечно, с портфелем. Садятся вокруг стола. Только смотрят, нету неграмотных, не являются. Председатель говорит:
— Братцы, да где ж, например, эти неграмотные? Или, может быть, вы оповестить забыли?
Нет, говорят, объявили, помилуйте. В каждом цехе объявление повесили.
Начали ждать. «Всё-таки, думают, неграмотный народ — малосознательный, опаздывать любит. Придётся обождать». А тут девять ударяет. И нет никого. Один какой-то дядя зашел, да и тот оказался грамотный. По ошибке сунулся.
Председатель культкомиссии говорит:
— Братцы, а ведь неграмотные — неграмотны. Как же они могут прочесть ваши объявления?
Тут ребята заволновались.
— А ведь верно! — говорят.— Они читать не могут. И действительно, так никто и не пришёл.
Тогда на другой день отрядили специального человека. Ходил этот человек по всем цехам и орал в три голоса насчёт собрания. Ну и, конечно, другой коленкор. Устный подход оказался правильный. Всё-таки пришло человека четыре, не считая председателя. На них и навалилась культкомиссия.