schoolexpert@yandex.ru
Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

Фонетика, графика, орфоэпия

Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали...
А.С. Пушкин, "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

 

Минимальной, нечленимой единицей речи является звук. Буква - графическое обозначение звука на письме, однако смешивать понятия "звук" и "буква" недопустимо. Буквы пишутся, звуки произносятся. Следовательно, буквы, являясь графическими символами, не могут быть твёрдыми или мягкими, глухими или звонкими, ударными или безударными. Названные характеристики относятся только к звукам.
Как уже было сказано, звук является языковой единицей, но в отличие от других единиц языка - морфем, слов, словосочетаний и предложений - звук сам по себе не имеет значения, а является составной частью более крупных (значимых) единиц.

Для точной записи звучащей речи используется фонетическая транскрипция, которая строится на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом, т.е. каждый знак в транскрипции соответствует одному звуку, причём один знак обозначает всегда один и тот же звук. В транскрипции не используются прописные (большие) буквы и знаки препинания, но расставляются паузы: короткие обозначаются одной вертикальной чертой: |, долгие паузы - двумя: ||.

Если предлог с самостоятельной частью речи образует одно фонетическое слово, то в транскрипции это записывается слитно: в школу [фшколу], на стол [нΛстол]. 

Согласные звуки в транскрипции обозначаются соответствующими буквами, кроме Щ и Й. Буква Щ всегда соответствует долгому мягкому звуку [ш'], а Й в транскрипции (равно как и йотированные гласные и звуки на месте разделительных Ъ и Ь) передаётся с помощью [j]: ёлки [jолк'и], пою [пΛjу], май [маj], вьюга [вjугъ], чайник [чаjн'ик], въезд [вjэст].

Лингвисты рекомендуют использовать два разных обозначения для передачи звуков, передаваемых буквами Й, йотированными гласными и разделительными Ь, Ъ: [j] (йот) перед ударными гласными и [ṷ] (И неслоговое) в остальных случаях, так как, строго говоря, это разные звуки. В позиции перед ударным слогом [j] звучит иначе, чем в других позициях: сравним, например, ярость [jаръс'т'] и январь [иэнвар'] или майка [макъ]. Однако в рамках школьного курса фонетики допустимо во всех позициях использовать [j]. 

Гласные звуки записываются разными знаками в зависимости от позиции в слове: ударной, предударной или заударной. Следует помнить, что Е, Ё, Ю, Я никогда не используются для передачи гласных звуков.
Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: [и] - мир [м'ир]; [ы] - дым [дым]; [у] - путь [пут'], люк [л'ук]; [э] - лес [л'эс], мэр [мэр]; [о] - дом [дом], лёгкий [л'ох'к'иj]; [а] - радость [радъс'т'], мята [м'атъ].
В предударной (первой) позиции происходит редукция первой степени звуков, передаваемых буквами А, О, Е/Э.
А и О передаются с помощью знака "крышечка" [Λ], обозначающего звук, средний между А и О: сады [сΛды], мосты [мΛсты]. Е/Э в этой же позиции передаются знаком "И с призвуком Э" э]. И, Ы, У во всех безударных позициях остаются неизменными с точки зрения качества и передаются так же, как и в ударной позиции: мировой [м'ирΛвоj], пытался [пыталс'ь], кукурузу [кукурузу].
В заударной (второй предударной) позиции А, О, Е/Э происходит редукция второй степени.
После твёрдых согласных эти гласные обозначаются знаком "ер" [ъ]: городовой [гъръдΛвоj], школа [школъ]. После мягких согласных - знаком "ерь" [ь]: поле [пол'ь], величина [в'ьл'ичина]. 

Важно! У гласного звука в абсолютном начале слова, а также на стыке гласных (у второго гласного) наблюдается редукция не второй, а первой степени: отошёл [ΛтΛшол], зааплодировать [зъΛплΛд'иръвът'].

Артикуляция и характеристики звуков. Звуки речи всегда произносятся во время выдоха. Движение произносительных органов при образовании звуков называется артикуляцией, а свойства звуков - артикуляционными характеристиками. 

При произношении гласных звуков голосовые связки колеблются, а воздушная струя свободно выходит через ротовую полость. Артикуляционные характеристики гласных определяются движением языка вперёд-назад и вверх-вниз, а также участием или неучастием губ. От движения языка вперёд-назад зависит ряд гласного; от движения языка вверх-вниз - подъём; от участия губ - лабиализованность. Гласные У и О являются лабиализованными (огубленными), остальные гласные - нелабиализованными. 

Подъём/ряд Передний Средний Задний
Верхний И Ы У
Средний Э   О
Нижний   А  

Произношение согласных звуков всегда связано с преодолением препятствия на пути воздушной струи. В русском языке препятствием является либо щель (звуки [в], [ф], [ж], [з], [j], [с], [х], [ш]), либо смычка (звуки [б] [п], [г], [к], [д], [т]). Согласные первой группы называются щелевыми, или фрикативными; согласные второй группы называются смычными, или взрывными.

Щелевые и смычные относятся к группе шумных согласных. Остальные согласные образуют группу сонорных: [л], [м], [н], [р] и их мягкие пары, а также [j]. Если шумные согласные различаются участием/неучастием голоса и делятся на звонкие и глухие, то все сонорные являются всегда звонкими (или звонкими непарными). 

Твёрдые и мягкие согласные различаются положением языка. При произношении мягких согласных средняя часть языка приподнимается к твёрдому нёбу; это называется палатализацией, или дополнительной йотовой артикуляцией. В русском языке твёрдыми непарными являются согласные [ж], [ц], [ш]; мягкими непарными - [j], [ч], долгий [ш'], а также редко употребляющийся в вариантах произносительной нормы долгий [ж']: этот звук возможен только в словах позже, дрожжи, вожжи, при-/подъезжать, брызжет, однако в современном языке наблюдается тенденция к произношению в этих словах твёрдого долгого [ж]. Остальные согласные образуют 15 пар по твёрдости-мягкости. 

----------------------------------------------------------------------------------------------

Правила произношения изучает такой раздел языкознания, как орфоэпия (от греч. orthos - правильный, epos - речь). Грамотная речь - это прежде всего соблюдение норм произношения слов. К орфоэпическим нормам относится правильная постановка ударения в слове и произношение некоторых звуковых сочетаний. 

Ударение в слове довольно часто играет смыслоразличительную роль: слова могут одинаково писаться, но по-разному произноситься. В таких случаях мы имеем дело с омофонами и омоформами: атлас - атлас, замок - замок, мука - мука, стрелки - стрелки, белки - белки, окуни - окуни, дороги - дороги и т.д. 

Однако сложности при постановке ударения связаны с тем, что ударение в русском языке, в отличие от большинства иностранных, является подвижным и разноместным. При этом ударение падает на разные слоги не только в разных по значению словах, но и в формах одного и того же слова: рука - руку, пляшу - пляшем - пляшите. Даже образованному носителю языка иногда для уточнения правильной постановки ударения приходится обращаться к орфоэпическому словарю. 

Отдельно следует сказать о правилах произношения некоторых звуковых сочетаний.

1. Сочетания сч и зч произносятся как долгий мягкий [ш'] - ра[ш']от, [ш']астливый, разно[ш']ик, подпи[ш']ик.

2. На месте буквы г в окончании -ого/-его произносится звук [в]: большо[в]о, сине[в]о, ко[в]о, че[в]о, второ[в]о, друго[в]о, оживше[в]о. Согласный [в] на месте буквы г произносится также в словах сегодня, сегодняшний, итого.

3. Сочетание согласных в глаголах на -тся и -ться произносится как двойной [ц].

4. Сочетание чн произносится в разных случаях неодинаково. Вплоть до конца XVIII века орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн]. Однако со временем этот вариант начал вытесняться под влиянием письма произношением [чн]. Сегодня слова с сочетанием чн произносятся по-разному:

А) Как правило, произношение соответствует написанию, то есть произносится [чн] в большинстве слов современного языка, например, прочный, дачный, вечный, начну, качнуть.

Б) В некоторых словах на месте чн произносится [шн], например: конечно, скучно, нарочно, скворечник, Саввична, Фоминична (количество таких слов уменьшается);

В) В ряде случаев сегодня нормативными считаются оба варианта - [чн] и [шн], например: подсвечник, булочная, молочный, гречневый, при этом произношение [шн] считается устаревающим. 

5. Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и его производных формах (что-нибудь, что-то). В слове нечто произносится [чт], в слове ничто допустимы оба варианта.

6. Фрикативный звук [Ɣ] в литературном языке допускается только в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. В остальных случаях произносится только взрывной [г].

7. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], но[к], исключение составляет слово Бог [бох].  [г] в середине слова заменяется на [х] только в словах лё[х]кий и мя[х]кий.

8. На месте буквы Е после гласной, как правило, произносится [э]. Например, в словах проект, проектор, диета, пиетет, диез произносится [э].

9. В заимствованных словах перед Е произносится то твёрдый, то мягкий согласный. В данном случае общего правила нет, правила произношения таких слов нужно просто запомнить, а в случае сомнений обращаться к орфоэпическому словарю.

Твёрдый согласный перед Е произносится в словах адепт, аутодафе, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта, денди, дерби, де-факто, де-юре, диспансер, идентичный, интернат, Интернет, интернационал, интернировать, карате, каре, кафе, кашне, кодеин, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, кронштейн, мартен, миллиардер, модель, модерн, морзе, отель, партер, патетика, полонез, портмоне, поэтесса, резюме, рейтинг, реноме, супермен, темп, шоссе, а также в словах, начинающихся с приставок де-/дез- (например, деактивация, дезодорант) и нео- (неоколониализм, неофашизм). 

Колебания в норме наблюдаются в словах декан, сессия. В этих словах употребление как твёрдого, так и мягкого согласного перед Е является нормативным.

Мягкий согласный перед Е произносится в словах академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, декламация, декларация, депеша, инцидент, комплимент, компетентный, корректный, музей, патент, паштет, Одесса, текст, тенор, фанера, шинель.

 

 

В данном разделе использованы материалы учебного пособия "Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля" / В.А. Багрянцева и др. - М.: Изд-во Моско,вского университета, 2004, а также материалы учителя Е.В. Юминовой.