М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

ФОНЕТИКА. Упражнения

Правила фонетической транскрипции

Ф1Чем различаются (и всегда ли различаются) следующие пары слов? Затранскрибируйте эти слова.

Мать - мять, съест - съезд,  сесть - съесть, плод - плот, нить - ныть, был - бил, шутка - жутко. 

 

Ф2Затранскрибируйте слова.

Пригород, город, городской; ядро, ядерный, ядрёный; мёд, медовый, о мёде; карьера, карьерист, карьерный; мой, моя, моё, моего, о моём; часики, часы, часовой, в часах; сердце, сердечный, в сердцах; шёлк, шелка, шелковистый; просим, просить, просьба; переносица, переносится, переноситься. 

 

Ф3. Затранскрибируйте словосочетания. Не забудьте, что предлоги образуют с самостоятельными частями речи одно фонетическое слово

Образец: уснувший лес [уснуфшыṷ л'эс], с днём рождения [здн'ом рΛжд'эн'иṷь]

Приехали из санатория, задумалась над книгой, осеннее настроение, опавшие листья, вкусными конфетами, почувствуешь радость, коротко о главном. 

 

Ф4Затранскрибируйте текст. Не забывайте расставлять паузы. 

Гонимы вешними лучами, 

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями 

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. 

(А.С. Пушкин)

 

Ф5. Затранскрибируйте текст. Не забывайте расставлять паузы.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.

(Б.Л. Пастернак)

 

Ф6Затранскрибируйте текст. Не забывайте расставлять паузы.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. (М.Ю. Лермонтов)

 

Позиционные фонетические процессы и характеристики звуков речи (теория)

Ф7. Затранскрибируйте слова. Отметьте все процессы, связанные с позицией звуков в слове.

Образец: косьба [к∧з'ба] - редукция гласного первой степени [∧], ассимиляция по звонкости [з']; чтоб [шт°оп] - диссимиляция [ш], лабиализация [т°], оглушение в абсолютном конце слова [п]

Вокзал, отбой, сжалиться, любовь, подпереть, просьба, грядка, город, сбор.

 

Ф8Затранскрибируйте предложение. Подчеркните одной чертой слова, в которых наблюдается ассимиляция, двумя - слова, в которых наблюдается диссимиляция 

Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. (И.С. Тургенев)

 

Ф9. Затранскрибируйте фрагмент текста. Подчеркните одной чертой случаи ассимиляции по глухости, двумя - случаи оглушения. 

Роман завертелся на ко́злах и, обратившись назад, крикнул:

- Сейчас проедем мимо вашего дома, - и сразу отвернулся опять, подпрыгивая, как мальчик, от удовольствия.

Он не хотел смотреть, но всё же посмотрел. Марфинька, сидя в ветвях бесплодной яблони, махала платочком, а в соседнем саду, среди подсолнухов и мальв, махало рукавом пугало в продавленном цилиндре. (В.В. Набоков)

 

Ф10. А) Выпишите и затранскрибируйте только те слова, в которых наблюдается редукция гласных второй степени.

именины, имя, именной, банты, бантиком, ветер, вечерний, весна, школа

Б) Выпишите и затранскрибируйте только те слова, в которых наблюдается ассимиляция по глухости

сказка, подбежать, молотьба, подшутить, штаб, стащить, сдали, плод, к делу, пробка, брошка, ножка

 

Ф11. Дайте письменные ответы на вопросы. 

А) Назовите особенности русского ударения.

Б) Приведите не менее пяти примеров слов, в которых ударение является постоянным (фиксированным).

В) Приведите не менее пяти примеров слов, в которых ударение является подвижным.

Г) Что такое омо́графы и омофо́рмы? Приведите не менее пяти примеров омографов и не менее пяти примеров омоформ.

Д) Где можно узнать информацию о правильной постановке ударения?

Е) Подтвердите примерами или опровергните данные суждения:

  • в русском языке ударение всегда подвижно;
  • в русском языке ударение разноместно;
  • буква Ё всегда обозначает ударный звук;
  • в слове всегда только одно ударение;
  • от ударения иногда зависит понимание значения слова;
  • в некоторых словах есть варианты нормативного ударения;
  • ударение может уходить за пределы слова;
  • сочетание ЧН всегда произносится как [шн];
  • сочетание ЧТ произносится как [шт] только в слове «что» и производных от него;
  • в русском языке звук [г] всегда взрывной и никогда не заменяется фрикативным [Ɣ];
  • сочетания СЧ и ЗЧ всегда произносятся как [ш’];
  • -ТСЯ / -ТЬСЯ во всех случаях произносится как [ца].   

 

 

Ф12В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.

1) облЕгчить; 2) донИзу; 3) икОнопись; 4) кладовАя.

1) занялА; 2) нАчала; 3) дОбела; 4) Умерла.

1) осведомИться; 2) надорвалАсь; 3) отклЮченный; 4) принудИть.

 

Ф13В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) фОрзац; 2) алфавИт; 3) воссоздАла; 4) бОроду.

1) позвонИшь; 2) низведЁн; 3) кОрмящий; 4) кровоточИт.

1) балУясь; 2) дозвонИтся; 3) прИняли; 4) прирУченный.

1) обеспЕчение; 2) дАвнишний; 3) включЁнный; 4) клЕить.

 

Ф14. В каких словах ударение падает на первый слог?

1) включим; 2) гнала; 3) свекла; 4) оптовый.

1) сироты; 2) нанявший; 3) отрочество; 4) взялась.

 

Ф15В каких словах ударение падает на второй слог?

 

1) километр; 2) согнутый; 3) недуг; 4) обостренный.

1) облилась; 2) черпать; 3) щавель; 4) прозорлив.

 

Ф16. Перепишите слова, расставляя ударения. Образец: жи'ть - жи'л, жи'ло, жи'ли, жила'.

а) Проспать - проспал, проспало, проспали, проспала; догнать - догнал, догнало, догнали, догнала.

б) Жив - живо, живы, жива; прав - право, правы, права.

в) Принят - принято, приняты, принята; занят - занято, заняты, занята.

 

Ф17Перепишите словосочетания, расставляя ударения в выделенных словах.

Кроить атлас - открыть атлас, злая острота - острота лезвия, характерный поступок - характерный человек, языковая политика - языковая колбаса.

 

Ф18Перепишите слова, расставляя ударения.

Баловать, квартал, красивейший, кухонный, облегчить, осведомиться, принудить, форзац, ходатайствовать, красивее, начата, взялась, фарфор, премировать, цыган, запломбировал, каталог, столяр, маляр, заржавел, украинский, шофер.

 

Ф19Затранскрибируйте слова, обращая особенное внимание на твёрдость-мягкость согласных и произношение [чн] - [шн].

Кофе, кафе, диспансер, патетика, академия, сердечная (дружба), сердечный (препарат), конечная (станция), конечно, скучный, модель, сессия, патент, пациент, тире.

 

Ф20. Затранскрибируйте текст, не забывайте о паузах (знаки в тексте не расставлены). 

Мне всегда казалось что броня авиабилета так же по-своему крепка как танковая броня. Полёт прошёл удачно и даже сыр в ручной клади не заплесневел. Несмотря на мизерную стоимость билета авиакомпания не разочаровала меня и самолёт прибыл вовремя. Размышляя поняла ли меня стюардесса я неспешно подошёл к уже начавшей работу таможне. Подняв портфель я не отдал его таможеннику а положил на транспортер чтобы эксперты имеющимися у них средствами проверили содержимое моего груза.  

 

Ф21. Прочитайте вслух и затранскрибируйте слова

Пионер, шоссе, кашне, кофе, теннис, академик, шинель, панельный, турне, реестр, проект, контекст, дезактивация, модель, рейс, рельс, пандемия, дефект, детектор, корректно, канитель.