М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по морфемике

МС1. Повторяем теорию. Дайте краткие письменные ответы на вопросы. 

А) Что изучает морфемика?

Б) Что такое морфема?

В) Почему морфема - значимая единица языка, а звук - нет?

Г) Чем отличается корень от других морфем?

Д) Каким термином обозначают некорневые морфемы? Перечислите их.

Е) Что такое флексия? Какова функция флексий? 

Ж) Какие окончания называют нулевыми? Как определить, что у слова нулевое окончание?

З) В каких словах нет и не может быть окончаний?

И) Может ли у слова быть два окончания? 

К) Что такое основа? Какова её функция? 

 

МС2. На какие две группы можно разделить эти слова? Разберите слова по составу, выписав их в два столбика в зависимости от группы

Даже, ближе, орудие, ателье, мяч, судья, увидев, срочно, кровать, ковать, завтра, озеро, какао, ищу, сильный, сильнее, проехавший, бюро, поведение, весенние, полплощади, закрепиться. 

 

МС3. Перепишите ряды слов, разберите их по составуНайдите лишнее слово в каждом ряду и письменно обоснуйте свой выбор.

А) полюбишь, любой, любовь, любительский;
Б) просторы, простая, проще, простота;
В) долина, доля, обездолить, бездольный;
Г) долгий, долго, долгота, долг;
Д) плен, пленник, пленум, пленить;
Е) липа, липкий, липняк, липовый;
Ж) клад, кладоискатель, укладка, кладовщик. 

 

МС4. Разберите слова по составу. В чём их особенность? Составьте предложения с каждым из этих слов, не меняя их грамматической формы. 

Умозаключение, лакокрасочный, разнонаправленный, остроумно, целеустремлённость. 

 

МС5. Перепишите предложения, разберите каждое слово по составу.

1) Служив отлично, благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец.

2) Вот мой Онегин на свободе; острижен по последней моде, как денди лондонский одет…

3) Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)

 

МС6. Разберите слова по составу, укажите значение каждой морфемы.

Домик - домище, принести - унесла, место - местные, я - меня, честь - бесчестный, уводишь - водитель.

 

МС7. Перепишите текст. Разберите все слова по составу. В выделенных словах обозначьте функции каждой морфемы.

Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Чуть тронь окончание или измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым. (По С. Антонову)

 

МС8. Разберите слова по составу. Каким способом образовано каждое из них? 

Беззаботный, журналист, бесплатный, бег, вуз, бессмыслица, переключатель, высказывание, припев, записка, переводной, МГУ, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, полупальто, содействовать, соотечественник, сопровождение, южный, юго-западный.  

 

МС9. Разберите выделенные слова по составу, укажите функции морфем. Каким способом образовано каждое выделенное слово? (Выделенных слов 12).

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.   (Н.В. Гоголь) 

Упражнения по словообразованию