М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Двусоставные предложения"

Предикативное ядро предложения. Подлежащее и сказуемое

ДП1. Вспомните всё, что знаете о предложении, и выполните задания теста. Ответ к каждому пункту дайте в виде литерного номера задания и последовательности цифр без пробелов и запятых. Образец: А.346 

Количество вариантов верных ответов может быть любым. Выполните морфемный разбор слов, обозначенных индексом 2

А. Отметьте пункты, которые относятся к характеристике предложения:

1) выполняет номинативную функцию

2) выполняет коммуникативную функцию

3) обладает информативностью

4) является минимальной единицей синтаксиса

5) характеризуется смысловой и интонационной завершённостью 

6) может состоять из одного слова 

 

Б. По цели высказывания предложения бывают

1) повествовательными

2) вопросительными

3) восклицательными

4) побудительными

5) двусоставными 

6) односоставными


В. По количеству грамматических основ предложения делятся на 

1) односоставные и двусоставные

2) простые и сложные

3) распространённые и нераспространённые

4) восклицательные и невосклицательные

5) вопросительные и невопросительные

6) полные и неполные

 

Г. Какие из предложений являются побудительными?

1) Не все предложения являются побудительными. 

2) Составьте побудительное предложение. 

3) В этом тексте - только побудительные предложения! 

4) Сможешь ли ты найти побудительное предложение?

5) Выпиши из текста только побудительные предложения. 

6) Если бы это предложение было побудительным... 


Д. Какие из предложений являются повествовательными?

1) Это предложение не является повествовательным.

2) Является ли повествовательным это предложение?

3) Ты придумал прекрасное вопросительное предложение! 

4) Сделайте синтаксический разбор повествовательного предложения. 

5) Мы сделали синтаксический разбор повествовательного предложения. 

6) Сижу и размышляю: сделали ли остальные синтаксический разбор повествовательного предложения... 

 

Е. Какие предложения являются двусоставными?

1) С тех пор лет десять прошло. 

2) В полях убирают урожай. 

3) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 

4)  Иду в школу и с нетерпением жду урока русского языка. 

5) Дважды три - шесть. 

6) Завершается сентябрь. 


Ж. Какие предложения являются простыми? 

1) Воспитанный в дворянских традициях, Иван Алексеевич, с юности привыкший преодолевать бедность, всегда сохранял гордость и достоинство, ни на минуту не забывая о своей принадлежности к старинному аристократическому роду. 

2) Завтра будет ярко светить солнце и подует лёгкий сентябрьский ветерок. 

3) Сможем ли мы попасть на выставку, чтобы увидеть работу известного художника?

4) Александра сообщила, что через неделю приедет Михаил. 

5) Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился.

6) Слегка2 шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя2 белизной плеч и глянцем волос, она про­шла между расступившимися2 мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь, как бы пре­доставляя каждому право любоваться красотою своего стана, подошла2 к Анне Павловне. (Л.Н. Толстой) 

А. 2356  Б. 124  В. 2  Г. 25  Д. 1356  Е. 156  Ж. 156

ДП2. Разбейте текст на предложения. Перепишите, расставляя знаки препинания. 

Вскоре появились разбойники и распространили ужас по окрестностям меры принятые против них правительством оказались недостаточными ни по дорогам ни по деревням нельзя было чувствовать себя в безопасности разбойники останавливали путешественников и почту приезжали в сёла и грабили помещичьи дома начальник шайки славился умом и каким-то великодушием все были уверены что именно Дубровский а не кто-то другой предводительствовал отважными злодеями удивительно было что поместья Троекурова не трогали Троекуров с обыкновенной надменностью приписывал это страху который он внушил всей губернии и работе заведённой им полиции сначала соседи смеялись над высокомерием Троекурова и каждый день ожидали незваных гостей в Покровском дни шли и в конце концов все принуждены были согласиться что разбойники оказывали Троекурову непонятное уважение. (По А.С. Пушкину)

 Подлежащее

ДП3. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее.

1.  Снова замерло всё до рассвета, дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь. (М. Исаковский) 

2.  Жили-были три брата. 

3.  Есть птица, которая не боится людей. 

4.  Часовые поприветствовали генерала.

5.  Волки и лисы осторожны и хитры. 

6.  И вдруг читавший отложил книгу и заговорил. 

7.  Прохожие, шагая против холодного, мокрого ветра, сгибались в три погибели.

8.  Тот, кто хозяйничал в лесу, не слыхал, как подполз Шевардин.

9.  Во время детского чая большие сидели на балконе.

10.  Опоздавшие смущённо толпились у дверей.

11.  Вот раздалося ау вдалеке.

12. Рассказывать мальчикам было нечего.

13.  Курить – здоровью вредить. 

14.  Жить – это мыслить и чувствовать.

15. Союз – служебная часть речи. 

 

ДП4. Перепишите предложения. Подчеркните грамматическую основу. Объясните, как вы отличаете подлежащее от обращения. 

1.  Узнаю тебя, жизнь, принимаю и приветствую звоном щита. 

2.  Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?

3.  Звени, звени, златая Русь, волнуйся, неуёмный ветер.

4. Дай, Джим, на счастье лапу мне.

5. Гори, звезда моя, не падай, роняй холодные лучи.

6. Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей.

 

ДП5. Перепишите предложения, выделите грамматические основы. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее.

1. Многое изменилось в Марьине за прошедший год. (И.С. Тургенев) 

2. Мы с Тамарой ходим парой: санитары мы с Тамарой (А.Л. Барто).

3. Пусть другие кричат от отчаянья, от обиды, от боли и холода; мы-то знаем: доходней молчание, потому что молчание - золото (А.А. Галич).

4. Уважаемые посетители, администрация напоминает вам: входящие должны предъявить билеты. 

5. Семеро одного не ждут- утверждает пословица. 

6. Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии (Николай Островский).

7. А, но, зато, однако — противительные союзы.

8. Далече грянуло "ура" - полки увидели Петра (А.С. Пушкин).

9.  Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области.

10.  Два товарища хороших вдоль по улице брели.

11.  Топорщились густым зелёным луком две маленькие грядки у окна.

12.  Если один из друзей грустил, смеялся и пел другой.

13. Подойди, дорогóй, к телефону, это наверняка звонит Иван Петрович.  

14. Бабочка-красавица, кушайте варенье; или вам не нравится наше угощенье? (К.И. Чуковский) 

15. Беги скорее, Алиса, мультфильмы начинаются. 

 Простое глагольное сказуемое

ДП6. Перепишите предложения. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено простое глагольное сказуемое.

Образец: Человек живёт (гл.  ед. ч. 3 лица, наст. вр., изъяв. накл.) в определённой окружающей среде (Д. Лихачёв).

  1. Необыкновенные чувства возникают в сердце  впечатлительного охотника в чудесный утренний час! (И. Соколов- Микитов)
  2. Книги Пушкин любил с детства и с упоением их читал. 
  3. Будут вас слушать ваши поклонники и станут писать вам письма. 
  4. Сейчас она, конечно, так бы не поступила. 
  5. Пусть дети поют и пусть радуются! 
  6. Восьмиклассники ждут не дождутся уроков русского языка. 
  7. Побегу-ка я потренируюсь. 
  8. Мы приняли участие в олимпиаде. 
  9. Директор принял меры в отношении прогульщиков. 
  10. Татьяна прыг в другие сени. (А.С. Пушкин) 

 

ДП7. Укажите, чем выражено простое глагольное сказуемое в данных предложениях.  

А. Пусть он сделает все уроки

  1. Глагол в изъявительном наклонении в простой форме будущего времени.
  2. Глагол в форме повелительного наклонения (императива).
  3. Глагол в форме условного наклонения (конъюнктива).
  4. Глагол в аналитической форме будущего времени.
  5. Фразеологизм (устойчивое выражение).

 

Б. Иван будет поступать на филологический факультет.

  1. Глагол в изъявительном наклонении в простой форме будущего времени.
  2. Глагол в форме повелительного наклонения (императива).
  3. Глагол в форме условного наклонения (конъюнктива).
  4. Глагол в аналитической форме будущего времени.
  5. Синтаксически неделимое словосочетание.

 

В. Почему Ольга постоянно пляшет под чужую дудку? 

  1. Глагол в форме инфинитива.
  2. Безличный глагол.
  3. Глагол в форме условного наклонения.
  4. Глагол в форме изъявительного наклонения в настоящем времени.
  5. Фразеологизм (устойчивое выражение).

 

Г. В каких предложениях сказуемое выражено в форме фразеологизма?

  1. Мария Андреевна и Александр Николаевич уже 40 лет живут душа в душу.
  2. Весь день идёт снег. 
  3. Дождь лил как из ведра с самого утра.
  4.  Я промок до нитки.
  5.  На улице высохло бельё. 

 

Д. В каких предложениях простое глагольное сказуемое выражено сочетанием двух разных глаголов в одной грамматической форме?

  1. Руководитель пресс-службы изъявил желание принять меня.
  2. И царица хохотать, и плечами пожимать, и прищёлкивать перстами. (А.С. Пушкин)
  3. Пойду почитаю комедию "Недоросль"
  4. Анатолий вышел из душной комнаты на балкон подышать морозным воздухом. 
  5. Через два дня мы поедем отдохнём на берег Волги. 

 

ДП8. Перепишите предложения. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражены подлежащее и простое глагольное сказуемое.

  1. Василий Дмитриевич предложил Никодиму поехать на рыбалку вместо работы, а тот возьми и согласись. 
  2. Ферапонт Фомич отправился бы в санаторий, но работа не отпускала.
  3. Веселится народ - Муха замуж идёт за лихого, удалого, молодого Комара! (К.И. Чуковский)
  4. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилóсь, как много в нём отозвалóсь! (А.С. Пушкин)
  5. Однажды в детстве Никодим прогулял урок русского языка, а потом даже спустя много лет сгорал со стыда из-за этого поступка.
  6. Сейчас он взял себя в руки и отправился на завод. 
  7. Видимо, надеждой и упрёком служат человеку журавли. (Г.И. Полонский) 
  8. Лучше я вас на той неделе отправлю в Запорожье; только там наберётесь разуму. (Н.В. Гоголь)
  9.  Что я буду делать со своей свободой? (И.А. Гончаров)
  10. Кузнец так и стоял как вкопанный.
  11. Во всех этих звуках есть что-то вечернее. (М. Горький)
  12. Посиди подумай над своим поведением. 
  13. Ваш батюшка возьми да и привяжись к ней. (И.С. Тургенев)
  14. Вдруг старушка-мать шасть в комнату. (И.С. Тургенев)
  15. Первые недели плавания принесли разочарование. (К.Г. Паустовский) 

 

 Составное глагольное сказуемое

ДП9. Выпишите сначала предложения с простым глагольным сказуемым, затем - с составным глагольным сказуемым. Выделите грамматические основы в каждом предложении. Укажите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое

1. В ответ на все упрёки в праздности он бил баклуши.

2. Наконец-то мы начали изучать синтаксис простого предложения! 

3. Скоро будем сдавать экзамены. 

4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (А.Б. Чаковский).

5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (В. Г. Белинский).

6. И пусть развивается и процветает родная страна!

7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (К.Г. Паустовский).

8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (К.Г. Паустовский).

9. Чиновники несколько недель водили за нос просителя.

10. Долго будет моросить осенний дождь (К.Г. Паустовский).

11. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля (С.А. Есенин).

12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (К.Г. Паустовский).

13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук

(И.А. Гончаров).

14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (И.А. Гончаров).

15. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Б.А. Лавренёв).

 

ДП10. Распределите вспомогательные глаголы по колонкам. Составьте по два предложения с составным глагольным сказуемым, включающим вспомогательные глаголы каждой группы (всего должно получиться 8 предложений). 

Желать, думать, уметь, мочь, начать, стать, жаждать, надеяться, бояться, закончить, суметь, разучиться, ухитриться, приняться, стараться, продолжить, стыдиться, собираться, намереваться, решить, пуститься, прекратить, готовиться, научиться, мечтать, хотеть.

 

Фазисные глаголы (начало, продолжение, завершение действия)

Модальные глаголы-1 (способность или неспособность)

Модальные глаголы-2 (намерение, желание или нежелание)

Глаголы, отражающие переживания, мысли, чувства

 

ДП11. Выпишите только предложения с составным глагольным сказуемым. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражены подлежащее и составное глагольное сказуемое.

  1. Стая сорÓк может загнать оленя.
  2. По возвращении домой Мария будет рисовать. 
  3. Человек стремится подняться вверх, вода стремится течь вниз.
  4. Если ты захочешь поручить дело бездельнику, он тебя же учить начнёт.
  5. И от малой ошибки беда может приключиться.
  6. На скучном собрании большинство собравшихся клевало носом. 
  7. Начав читать, я сразу заинтересовался сюжетом. 
  8. Колодезная лягушка не может говорить о небе.
  9. Гладиатор всегда готов биться до конца.
  10. С таким несговорчивым человеком каши не сваришь. 

 

 Составное именное сказуемое

ДП12. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено сказуемое. Обозначьте вид сказуемого.

1. Что помнится? Он славно пересмеять умеет всех болтает шутит мне забавно делить со всяким можно смех. (А.С. Грибоедов)

2. «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени с крыльца на двор и прямо в сад. (А.С. Пушкин)

3. Нам Алексей Степаныч с вами не удалось сказать двух слов. (А.С. Грибоедов)

4. Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы да видно в наказание-то бог и наслал его. (Н.В. Гоголь)

5. У вас тут крыльцо давно уж ходуном ходит. (И.А. Гончаров)

6. Ах матушка не довершай удара: кто беден тот тебе не пара. (А.С. Грибоедов)

7. Вошедши в зал Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза потому что блеск от свечей ламп и дамских платьев был страшный. (Н.В. Гоголь)

8. Несколько пушек между коих узнал я и нашу поставлены были на походные лафеты. (А.С. Пушкин)

9. Я спешил в дом священника увидеться с Марьей Ивановной (А.С. Пушкин).

10. Ещё не зная будет ли она петь я попросил её спеть. 

 

ДП13. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. 

Укажите, чем выражены сказуемые. 

1.   Дороги от Ельца были ужасными и я начал беспокоиться не отвалится ли от брички колесо. 

2.   Они воры а не друзья. 

3.   Берега реки оказались размытыми и мне пришлось с трудом пробираться к лодке. 

4.   Укус змеи опасен поэтому друзья будьте осторожны. 

5.   Поединок Гринёва со Швабриным стал известен родителям Петра Андреевича.

6.   Семью восемь пятьдесят шесть.

7.   Москва столица не только России но и Советского Союза.

8.   Пётр Гринёв записан в Семёновский полк.  

9.   Она не только красива но и умна.

10.   Вишнёвый сад теперь мой! 

 

 

ДП14. Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с простым глагольным, затем с составным глагольным сказуемым, затем с составным именным сказуемым. Выделите грамматические основыОбозначьте, чем выражены подлежащее и сказуемое 

1. Владимир всегда готов помочь другу.

2. Книги могут рассказать о многом даже о том о чём нам с вами никогда не доводилось слышать. 

3. Изредка порывами налетал ветер. 

4. У входа в купе стояло несколько человек бурно обсуждавших результаты прошедшего матча который передавали по радио. 

5. Я хотел бы посетить этот город известный мне и по рассказам побывавших там и по литературным произведениям. 

6. Закат тяжело пылает на склонах деревьев.

7. Леса в Мещёре глухие непроходимые дремучие. 

8. Мы долго говорили о случившемся.

9. Телеграмма была отправлена утром с ближайшего к посёлку телеграфного отделения.

10. Природа и в рассказах Владимира Короленко и в повестях Михаила Пришвина изображена с большим мастерством.

11. Встретившая нас улыбчивая женщина оказалась заведующей местной библиотекой. 

12. Рад видеть вас!

13. У вас в провинции каждому новому лицу были рады. 

14. Девятью девять восемьдесят один.

15. И жизнь хороша и жить хорошо а в нашей буче боевой кипучей и того лучше! (Маяковский)

16. Он артист и этим всё сказано. 

17. Всё лето Митя провалял дурака и опомнился только к началу сентября.

18. Пусть Наталья зайдёт завтра к начальнику отдела.

19. Пока полежи отдохни.

20. А князь Гвидон с берега душой печальной провожает бег их дальный глядь поверх текучих вод лебедь белая плывёт (Пушкин)

 

ДП15Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Обозначьте вид сказуемого.

1. Один и тот же сон мне повторяться стал мне снится будто я от поезда отстал (Левитанский). 

2. А всё же давайте сначала подумаем стоит ли начинать такой дорогостоящий проект.

3. Пускай заманит и обманет не пропадёшь не сгинешь ты и лишь забота затуманит твои прекрасные черты (Блок).

4. Прилёг вздремнуть я у лафета и слышно было до рассвета как ликовал француз (Лермонтов).

5. Пять плюс четыре будет девять.  

6. Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их (Пушкин).

7. Случалось ли поэтам слезным читать в глаза своим любезным свои творенья? (Пушкин)

8. Пусть юноши своей не разгадав судьбы постигнуть не хотят предназначенье века и не готовятся для будущей борьбы за угнетённую свободу человека (Рылеев).

9. Ей туфли оказались впору что не могло не радовать меня. 

10. Когда я сказал ему что он пляшет под чужую дудку его это явно задело.

11. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться и надобно ж беде случиться что около тех мест голодный рыскал Волк (Крылов).

12. "Урок окончен", - хотел произнести учитель однако ученики уже устремились к выходу. 

13. Летит летит взглянуть назад не смеет мигом обежала куртины мостики лужок аллею к озеру лесок кусты сирен переломала по цветникам летя к ручью и задыхаясь на скамью упала... (Пушкин). 

14. Быть может, чувствий пыл старинный им на минуту овладел но обмануть он не хотел доверчивость души невинной (Пушкин)

15. Он съехал уж у нас ему казалось скучно и редко посещал наш дом потом опять прикинулся влюблённым взыскательным и огорчённым! (Грибоедов)

 

Второстепенные члены предложения

ДП16. Заполните правую колонку таблицы собственными примерами.  

Способы выражения согласованных определений  Примеры 
Полное прилагательное Отличник пришёл в любимую школу.
Адъективный оборот

И здесь героя моего, в минуту, злую для него, читатель, мы теперь оставим. (А.С. Пушкин)

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. (А.П. Чехов)

Полное причастие / причастный оборот

Сегодня встретил пришедшего в школу отличника.

Вчера встретил отличника, пришедшего в школу.

Определительное местоимение

Отличники есть в каждом классе. 

Указательное местоимение

И в этом, и в том классе есть отличники.

Изменяемое ритяжательное местоимение  Много отличников в нашем классе.  
Порядковое числительное, количественное числительное

В восьмом классе учатся только отличники.

Один отличник внезапно получил четвёрку. 

Существительное, согласованное в падеже (согласованное приложение)                     Восхищаюсь учениками-отличниками.                                                 
 Способы выражения несогласованных определений          Примеры
Наречие Я заказал в ресторане макароны по-флотски и яйца всмятку
Существительное без предлога (несогласованное приложение) Учусь в школе "НИКА". Посетил город Ярославль. Помню радость бабушки при виде города. 
Существительное с предлогом  Пью компот из вишен. Купила платье в полоску. Меня одолевали мысли о судьбе.  
Инфинитив  Меня всегда отличало желание учиться.  
Сравнительная степень прилагательного  Видел я дома побогаче вашего.  
Синтаксически неделимое словосочетание  Женщина бальзаковского возраста.  
Неизменяемое притяжательное местоимение В его доме много гостей. Их желания всегда исполняются.  
   


ДП17. Перепишите предложения, выделите грамматические основы и определения. Укажите, чем выражены определения. Образуйте, где это возможно, вместо согласованных определений формы несогласованных (см. выделенные слова и словосочетания). 

Образец: 

Варвара относилась к Наталье с материнской любовью - Варвара относилась к Наталье с любовью матери. Детская одежда продаётся в тридцать пятом магазине - Одежда для детей продаётся в магазине номер тридцать пять

  1. Графиня на светских приёмах носила только золотые украшения и только шёлковые платья.
  2. Славен был каретник Михеев своими золотыми руками и невероятно красивыми каретами
  3. Темноволосая женщина выразительным взглядом зелёных глаз оказалась хозяйкой деревенской усадьбы. 
  4. Спортсмену на районных соревнованиях была предоставлена вторая попытка. 
  5. Зимняя погода в южных регионах отличается неустойчивостью: первые заморозки сменяются оттепелями.
  6. Сельские жители нелегко привыкают к городскому образу жизни. 
  7. Зимой на севере России можно наблюдать более длинные ночи, чем на юге. 

 

ДП18. Выполните задания теста по теме «Определение»

1. Выберите верное (полное) толкование понятия "определение".

1) Второстепенный член предложения, который характеризует предмет и отвечает на вопрос: каков предмет?
2) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
3) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

2. Каковы признаки согласованного определения?

1) согласуется с определяемым словом в падеже;
2) согласуется с определяемым словом в падеже, числе, роде (в ед. ч.);
3) согласуется с определяемым словом в падеже и числе;
4) согласуется с определяемым словом в роде и числе.

3. В каких предложениях есть согласованное определение?

1) Книгу сказок можно взять в нашей библиотеке.
2) Сияние небес твоих великолепно.
3) Я люблю есть яйца вкрутую.
4) У меня есть мечта попутешествовать по стране.

4. Каковы признаки несогласованного определения?

1) связываются с существительным по способу согласования;
2) выражено существительным в том же падеже, что определяемое слово;
3) выражено полным прилагательным;
4) связываются с существительным по способу управления или примыкания.


5. В каких предложениях есть несогласованное определение?

1) Свет солнца несколько раз сменяла тень от облаков.
2) Веками навороченные глыбы преграждали дорогу.
3) Беседа наедине доставила нам огромное удовольствие.
4) Путь показался пятерым путникам бесконечным.


6. В каких предложениях определение выражено прилагательным?

1) Ярко светит зорька в небе голубом.
2) Набежавшие тучки пролились дождём.
3) Над костром висел закопчённый котелок с остро пахнущим варевом.
4) Вечерняя прогулка доставляет удовольствие.


7. В каких предложениях определение выражено причастием?

1) Веками не стареющий роман Пушкина мы читали всей семьёй. 
2) Восьмая телега въехала на подворье утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) В ущелье тесном рать побитая лежит.


8. В каких предложениях определение выражено наречием?

1) Меж чёрных туч приветно засияла лазури полоса.
2) Небольшие живые чёрные глаза её смотрели без смущения.
3) Дорога обратно стала для путешественников тяжёлым испытанием.
4) Деревянная полка с кухонной утварью и рубленый деревянный стол с толстыми ножками были чисто выскоблены.


9. В каких предложениях определение выражено числительным?

1) Номер маршрута - пятый.
2) Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
3) Двухэтажный дом построил Иван Ильич на своём участке.
4) Иван по успеваемости стал первым учеником класса.
5) Раньше все отдыхали седьмого и восьмого ноября в честь празднования Дня Октябрьской революции. 


10. В каких предложениях определение выражено инфинитивом?

1) Везде лились и капали прозрачные капли.
2) Хозяйка вынула из печи чугун и начала разливать студень в деревянные чашки.
3) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки.
4) О его способности писать никто пока не знал.
5) Желание отдохнуть пересилило в этот раз любопытство путников.

 

 

ДП19. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы и определения. Укажите, чем выражено определение.

  1. Свою давнюю мечту путешествовать Миша отл..чавш..йся с ра..его де..ства богатой ф..нтазией реал..зовал сразу по окончани.. ун..верситета в городе Воронеже.
  2. У братских могил нет заплака..ых вдов — сюда ходят люди (по)крепче на братских могилах не ставят крестов... Но разве от этого легче?!   (В.С. Высоцкий)
  3. Обл..мав у края лёд погрузился на понтоны первый взвод. Погрузился о..толкнулся и пошёл. Второй за ним. Пр..готовился пригнулся третий следом за вторым (А.Т. Твардовский)
  4. Эти господа любят засматриват..ся на луну да слушать щ..лканье соловьёв. Любят они луну-кокетку которая бы нар..жалась в палевые обл..ка да сквозила таинстве..о через ветви дерев или сыпала снопы серебря..ых лучей в глаза своим покло..икам (И.А. Гончаров)
  5. (Н..)перед..ваемо слепящий свет со..нца (не)сколько раз см..няла огромная тень от гр..ды проб..гавших по небу туч.. и обл..ков.
  6. Б..седа (на)ед..не как и (в)целом многоч..совое общение (с)глазу(на)глаз дост..вляли уд..вольствие нам обоим. 
  7. Прит..ившаяся в роднике под сосной ключевая вода холодная и м..нящая была прозрач..на и чиста.
  8. Голова японца (не)защ..щает..ся (н..)чем н.. от жары в два..цать пять градусов н.. от холода в один градус (И.Ф. Крузенштерн)
  9. Два..цать первого числа мы перес..кали гр..ницу России и пред..являли погр..ничникам стопкой сложе..ые документы.
  10. Ю..ый Пушкин-лицеист нач..нал с произв..дений подр..жательского характера и на его способность писать стихи многие обр..тили вн..мание но всё(же) не смогли уг..дать в нём будущего гения. 

 

ДП20. Составьте по одному предложению с каждым из данных словосочетаний. Выделите дополнения, укажите, чем (какой частью речи) они выражены. Чем определяется выбор падежа?

Вижу цели, не вижу целей, принёс книгу, не принёс книги, выполнил упражнение, не выполнил упражнения, обеспечил порядок, не обеспечил порядка.  

 

ДП21. Выпишите предложения, в которых есть прямое дополнение. Выделите все дополнения и определения в предложениях

1) Я покажу его специалистам. (А. Алексин)

2) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (А. Алексин)

3) Вечером вы узнаете о результатах. (А. Алексин)

4) Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (А. Алексин)

5) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая. (Ю. Бондарев)

6) Надо делать сложную операцию. (А. Алексин)

7) С французским у меня не ладилось из-за произношения. (В. Распутин)

8) Но похудел я не только из-за тоски по дому. (В. Распутин)

9) Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. (В. Распутин)

10) На плите у тети Нади стоял горячий чайник. (В. Распутин)

11) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу. (А. Алексин)

12) Декабрьская оттепель сменилась внезапным морозом. (М. Зверев)

13) Оттуда тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоей. (Е. Носов)

14) Диковинными башнями громоздились на той стороне неясные лозняки ветлы. (Е. Носов)

15) Коста подошёл к собаке и погладил по свалявшейся шерсти. (Ю. Яковлев)

16) Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (А. Сент-Экзюпери)

17) Я ей сделал дом из старой лодки. (Ю. Яковлев)

18) Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (Ю. Яковлев)

19) Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании. (Ю. Яковлев)

20) Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (Ю. Яковлев)  

 

ДП22. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите все члены предложения. Прямые дополнения обозначьте буквами ПД, косвенные - КД. Укажите, какой частью речи выражены прямые и косвенные дополнения

  1. Потерявшегося кота нам с сестрой удалось найти в соседнем дворе только к вечеру. 
  2. Проводившийся в конце октября шахматный турнир продлился до субботы а призы победители получили только пятнадцатого ноября. 
  3. В связи с операцией на сетчатке врач офтальмологической клиники временно запретил Пете читать. 
  4. На выпускном вечере мы танцевали и вальс и мазурку и танго. 
  5. Маша пропустившая несколько уроков физики не поняла условия задачи посвящённой закону Ома для участка цепи и решила её неверно. 
  6. Иуда был худощав хорошего роста и достаточно крепок силою хотя притворялся хилым болезненным и голос имел переменчивый. (Л.Н. Андреев) 
  7. Наташа попросила проводить её до дома располагавшегося в конце длинного и тёмного почти безлюдного переулка и всю дорогу пересказывала содержание недавно прочитанного ею романа "Капитанская дочка". 
  8. Анна Сергеевна не имела никаких предрассудков многое ясно видела и никуда не шла ни перед чем не отступая и не желая полного удовлетворения. (По И.С. Тургеневу)
  9.  На улице Малая Юшуньская расположена школа "НИКА" которую мы все очень любим. 
  10. В приятность Манилова было чересчур передано сахару. (По Н.В. Гоголю)

 

 

ДП23. Выполните задания теста на повторение главных и второстепенных членов предложения. Ответ к каждому заданию дайте в виде литеры задания и номеров верных вариантов без пробелов. Пример: Э.135

 

А. В каких предложениях верно выделена грамматическая основа?

1) Двое ребятишек стали носиться вокруг круглого стола.

2) Кто позвонил вам?

3) Нам не удалось переждать дождь

4) От такого известия Степан Разин пришёл в ярость. 

5) Большинство гостей Фамусова уехало до окончания званого вечера. 

 125

Б. В каких предложениях есть составное именное сказуемое?

1) Он хотел дышать чистым воздухом.

2) Земля была похожа на белоснежный ковёр.

3) Сейчас зачерпнёт он ведёрко холодной воды и выльет себе на голову.

4) Не стоит надеяться на чудо.

5) Все трое были приятно ошеломлены. (А.П. Чехов)

25 

В. В каких предложениях выделенное слово является прямым допол­нением?

1) Такси остановилось возле подъезда.

2) Эта машина — такси.

3) Я вызову такси по телефону.

4) В такси мы продолжим разговор. 

5) На стоянке мы увидели такси

 35

Г. Укажите номера словосочетаний, в которых определение является согласованным.

1) уверенный ответ

2) балконная дверь

3) ткань в полоску

4) окно в сад

5) ручей широк 

6) заячий хвост

7) наша школа 

1267 

Д. Укажите номера словосочетаний, в которых определение является несогласованным.

1) чемодан из кожи

2) Катина книга

3) подарок для вас 

4) роман "Капитанская дочка"

5) ваша позиция

6) день дождлив

7) отличная оценка 

 134

Е. Определите вид обстоятельства в предложении:
В период засухи река обмелела.

1) обстоятельство образа действия

2) обстоятельство времени

3) обстоятельство причины

4) обстоятельство условия

5) обстоятельство уступки

 2

Ж. Укажите номера предложений, в которых есть обстоятельство меры и степени.

1) С сентября погода вдруг резко изменилась. 

2) Дожди шли с утра до вечера.

3) Мне было очень грустно сидеть дома. 

4) К середине месяца всё же началось бабье лето: дожди почти совсем прекратились, а солнечных дней стало больше. 

5) В один из жарких дней я быстро собрался на пляж, пришёл и лёг навзничь на песок.

6) Нестерпимо жарко светило солнце. 

7) Я решил вплавь перебраться на тенистый берег.

8) Там росли старинные дубы и ясени. 

9) На этом уютном речном берегу мне удалось дважды отдохнуть. 3

 

ДП24. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. В каждом предложении выделите грамматические основы. Сделайте синтаксический разбор предложений  10, 18, 19подчеркните все члены предложения; укажите части речи над каждым словом; дайте характеристику каждому из этих предложений. В предложениях 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12 укажите виды обстоятельств. 


1. — Служу уже много лет милый мой и имею чин коллежского асессора. 
2. Переведён сюда из департамента столоначальником. 3. А ты наверняка уже статский советник?

4. — Нет милый мой поднимай повыше сказал толстый. 5. — Я уже до тайного дослужился...

6. Тонкий вдруг побледнел окаменел но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. 7. Казалось что от лица и глаз его посыпались искры. 8. Он внезапно съёжился сгорбился сузился... 9. Его чемоданы узлы и картонки съёжились поморщились... 10. Длинный подбородок жены стал ещё длиннее4. 11. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

12. — Очень приятно-с ваше превосходительство! 13. Вдруг вышли в такие вельможи-с! 14. Хи-хи-с. 

15. — Для чего этот тон? поморщился толстый. 16.  Друзьям детства чинопочитание ни к чему! 

17. — Помилуйте... — захихикал тонкий ещё более съёживаясь. 18. — Милостивое внимание вашего превосходительства - что-то вроде живительной влаги...4

19. Толстый хотел было возразить что-то4. 20. Но на лице у тонкого было написано столько благоговения сладости и почтительной кислоты что тайного советника стошнило. 21. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.  (По А.П. Чехову)

 

ДП25. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите все члены предложения, укажите, чем они выражены

1) Очнувшись я несколько времени не мог опомниться и не понимал что со мною сделалось.

2) Я лежал в незнакомой горнице и чувствовал большую слабость.

3) Передо мною стоял Савельич со свечкою в руках.

4) Кто-то бережно развивал перевязи которыми грудь и плечо были у меня стянуты. 

5) Проснувшись подозвал я Савельича и вместо него увидел перед собою Марью Ивановну ангельский голос её меня приветствовал.

6) Не могу выразить сладостного чувства овладевшего мною в эту минуту.

7) Я схватил её руку и прильнул к ней обливая слезами умиления. 

8) Увидев мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. 

9) Чтение сего письма возбудило во мне разные чувствования. 

10) Пётр Андреевич, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! 

11) Милая добрая Марья Ивановна сказал я ей будь моею женою согласись на моё счастие.

12) Нет Пётр Андреич отвечала Маша я не выйду за тебя без благословения твоих родителей.

13) Мысль потерять её навсегда была для меня совершенно невыносимой. 

(По А.С. Пушкину)

 

 

ДП26. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений 8, 15, 16, 21: подчеркните все члены предложения; укажите части речи над каждым словом; дайте характеристику каждому предложению

  • по структуре,
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по наличию осложняющих элементов

Выпишите номера односоставных предложений, в том числе сложных предложений, содержащих односоставные части. 

 

(1) (По)утру старую графиню героиню(П,п)ушкинской "Пиковой дамы" од…вали три девушки.

(2) "Одна держала банку румян другая к..робку со шпильками третья высокий чепец с лентами огне…ого цвета".

(3) Вошел м…лодой офицер Томский внук графини и нач..лась светская б..лтовня о прошедш..м вчера бале.

(4) "...Пришли мне какой(нибудь) новый роман, только пожалуйста не из нынешних" попросила графиня внука.

(5) И по..снила: (6) "То есть такой роман где бы герой (н..) давил (н..) отца (н..) матери и где бы (н..)было утопле..ых тел.  

(7) Я ужасно боюсь утопле..иков!"

(8) Выр..жаясь нын..шним языком графиня просит внука не пр..сылать ей три(лл,л)еров ужастиков и романов со сценами насилия4.

(9) (Во)все времена всегда одно и то(же).

(10) Мы порой думаем что книги и фильмы с убийствами и насилием это беда лиш... нашего времени.

(11) Однако даже сто пят..десят лет назад всё это было.

(12) А(за)чем пишут страшные книги?

(13) И (по)чему их читают?

(14) Ответить (не)трудно: (за)тем же (за)чем в парке катают..ся на аттракционах.

(15) Пережить и..огда сильные ощущения потребность человека4.

(16) Он хочет испытать чу..ство ужаса4.

(17) Если книга не вызыва..т (н..)каких чувств мы говорим что она скучная и откладыва..м её в сторону.

(18) Но все эти три..еры опас..ны другим: человек пр..выкает только к приключенческим или детективным соч..нениям и мимо него проходят лу..шие книги мировой литературы.

(19) Кто начитался три..еров тому Тургенев покажет..ся прес..ным и жизнь пройдёт без Тургенева.

(20) Один за другим отвергают..ся классики и человек остаёт..ся (не)образова..ым и (не)разб..рающ..мся в литературе хотя он с утра до вечера чита..т.

(21) Не такой уж плохой вкус был у графини боявшейся утопленников4.

(По С.Соловейчику)